Главная Связаться с администрацией
Логин:  
Пароль:
Беременность Рожаем После родов Карьерный рост Забота о здоровье Есть вопрос?
Самые новые статьи
Наши разделы

Электронн


Все статьи автора(2) Татьяна Николаевна Неведомская,
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории ГБОУ НСО ОЦДК для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, г. Куйбышева Новосибирской области

Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья на материале художественного произведения с использованием информационных технологий

Коммуникативная компетенция названа в современной модели образования одной из базовых компетентностей современного человека (умение эффективно сотрудничать с другими людьми). Проблема формирования коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья как средство наиболее полной и успешной социализации учащихся имеет на данный момент огромную значимость и актуальность. Интеграция и социальная адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между ребёнком, оказавшимся в трудной жизненнойситуации и обществом.

Художественная литература является сокровищницей духовного богатства людей, позволяет восполнить недостаточность общения детей с ОВЗ с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями; побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся на разных её этапах.

Не секрет, что одним из важнейших принципов в обучении детей с ОВЗ является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного материала с опорой на конкретные образы и действия, непосредственно воспринимаемые учащимися. Изложение учебного материала можно построить в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей с ОВЗ, учитывая необходимость многократного повторения, возврата к предыдущему материалу, соблюдая принципы преемственности, последовательности и повторяемости.

Сейчас мы живем в информационном, быстро меняющемся обществе, огромную помощь в работе педагогу оказывают информационные технологии. Возможности Microsoft Power Point позволяют иллюстрировать объяснительный материал; при этом интернет располагает обширной библиотекой готовых иллюстраций. Во многих случаях иллюстрации помогают снять трудности работы учителя по развитию коммуникативных навыков учащихся с ОВЗ, связанных с различиями в содержании их словарного запаса.

Особенно эффективно использование анимации для демонстрации понятий, связанных с движением и пространственной ориентировкой. Кстати, среди многих преимуществ компьютерных средств, одним из наиболее значимых для коррекционного обучения является именно динамичность предоставляемой ими наглядности. Возможности совмещения текста и иллюстраций в Microsoft Power Point позволяет учителю предлагать детям задания по созданию и иллюстрированию текстов. Целью таких заданий является развитие всех мыслительных операций (в частности, обобщения и классификации), обеспечение продуктивной творческой деятельности учащихся, формирование у них письменной речи (в частности, её смысловой стороны и причинно-следственных связей), развитие воображения и эстетической сферы.

Хотелось бы представить свой опыт работы по развитию коммуникативных навыков на примере художественного произведения по сказке А.С. Пушкина «Сказке о попе и его работнике Балде» в форме мультимедийной презентации. Анимационные эффекты в презентации сделаны с использованием программы Easy Animation Program.

Работа над пониманием смысла сказки начинается с воспроизведения сюжета с опорой на вопросы. Эта работа ведётся в форме беседы, она помогает детям уяснить описываемые факты, осмыслить и понять причинно-следственные зависимости и характеры персонажей. С помощью вопросов учителя учащиеся учатся анализировать факты, отбирать материал, группировать его вокруг определенной темы. Педагог продумывает вопросы по тексту, их последовательность и словесное оформление. Некоторые вопросы по тексту произведения учащиеся придумывают сами, педагог направляет их деятельность наводящими вопросами.

Кроме этого, учитель следит за ответами школьников, исправляет их, дополняет, вовлекает в работу весь класс, обобщает сказанное учениками. Деятельность учащихся в беседе не менее разнообразна: они должны отыскать в тексте нужный отрывок, выбрать из него данные и, система­тизировав их, сформулировать ответ в виде связного, доказательного и развернутого высказывания на поставленный вопрос. Кроме этого, учащиеся следят за ответами своих товарищей, дополняют их, исправляют, выражают свое отношение и высказывают критические замечания, задают вопросы. Именно эти виды деятельности школьников в беседе позволяют включить в нее весь коллектив класса.

Беседа с преобладанием конкретных вопросов рекомендуется для проверки понимания сюжетной линии, конкретных фактов или действий персонажей. Такой вид работы предполагает умелое, искусное руководство ответами учеников. На уроке, как правило, на вопрос учителя можно услышать самые различные ответы, причем иногда противоречивые, взаимно исключающие друг друга. Это объясняется разным уровнем знаний школьников, их опытом, степенью понимания читаемого, уровнем развития речи. Задача учителя – выделить верный ответ или верную мысль и помочь ученикам выразить ее словесно. Неверные ответы исправляются коллективно. Если ответы школьников неверны, то учитель с помощью дополнительных, наводящих вопросов подводит их к верному решению. Таким образом, учитель не только озабочен постановкой вопросов, их последовательностью и структурой, но и руководит ответами учащихся.

Существует большое количество видов работ по развитию коммуникативных навыков, хотелось бы остановиться на некоторых из них.

Для формирования умения планировать свои действия использую приемы, побуждающие ребенка изменять свою позицию, т.е. рассматривать ситуацию как бы с точки зрения другого. Так он учится видеть те связи и отношения между элементами ситуации, которые обычно спонтанно им не выделяются.

Использую в своей работе следующие виды заданий:

«Я – Поп, или я – работник Балда». Каждому ученику предлагается описать сюжет от лица каждого из персонажей: попа или Балды (можно разделить роли между разными детьми). При этом остальные участники должны внимательно следить за тем, чтобы рассказывалось именно то, в чем действительно принимал участие данный герой, и задавать провокационные вопросы: «Почему поп нанял работника Балду всего за три щелчка?», «Почему Балда приговаривал: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной?»

Отработка навыков совместных действий проходит в контексте развития коммуникативных способностей ребенка, необходимых ему для успешной социальной адаптации. Парные и групповые упражнения формируют навыки коммуникативного взаимодействия учащихся. Одним из видов группового взаимодействия являются двигательные импровизации (телом, мимикой, жестами) – каждый из учащихся жестами загадывает и показывает одну из сцен сказки. «Что ты хочешь нам сегодня показать, рассказать?» Все остальные учащиеся угадывают смысл происходящего и оречевляют сцену сказки, которую загадал ученик. Впредь это становится ритуалом в начале каждого урока.

«Назови причину». Объясните учащимся, что у всего, что происходит, у любого явления, есть причина, т.е. есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?». Приведите примеры. Попросите ребенка назвать причину: «Почему в конце сказки с Попом приключилась такая печальная история?» и т.д. Важным оказывается показать ребенку разнообразие последствий, вытекающих из одного и того же события описываемых событий сказки. И наоборот – однозначное следствие из разных причин: «Что было бы, если бы Поп заплатил работнику Балде за хорошую работу?», «Что было бы, если бы Балда не согласился работать за три щелчка?» и т.д.

«Составление рассказа по серии иллюстраций». Перед учащимися на слайдах демонстрируется серия иллюстраций (по сказке). Вначале они предъявляются в правильной смысловой последовательности; ребёнок должен составить рассказ. При необходимости можно задать наводящие вопросы. Следующим важным видов работы является намеренное «нарушение порядка» при следовании серии иллюстраций. Цель – наглядная демонстрация того, что изменение порядка иллюстраций (событий) полностью меняет (вплоть до полной нелепицы) сюжет произведения. Наконец, учащиеся должны самостоятельно из непоследовательно следовавших иллюстраций выстроить событийный ряд и составить рассказ.

«Прослушай, прочти, нарисуй и перескажи». Прослушивание (прочтение) коротких отрывков сказки с последующим рисованием, пересказом и беседой о смысле произведения, его морали.

«Подбери следующее». Попросите учащихся подобрать слово, которое должно обозначать явление или событие, идущее вслед за названным: «Назовите первое соревнование Балды с чертёнком. Что было потом? и т. д.

«Расставь события по порядку».

Приговаривал Балда: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной?»

Балда проскакал на кобыле полверсты.

Поп нанял работника Балду за три щелчка.

Собрал Балда оброк с чертей за три года и т.д.

«Время и антивремя». Каждому из учащихся предлагается описать какое-либо событие в сказке. Сначала – правильно, а затем – задом наперед, от конца к началу.

Надеюсь, что описанный практический опыт развития коммуникативных навыков на конкретном художественным произведении будет полезен педагогам и поможет частично восполнить пробелы в методическом обеспечении столь важного направления коррекционной педагогики, как компьютеризация специального образования.

Приложение. Презентация к уроку по сказке А.С. Пушкина «Сказке о попе и его работнике Балде»


Источник

Похожие статьи на сайте
Эндометриоз может привести к осложнениям беременности03 июля 2009 г. Женщины, которые страдают довольно распространенным заболеванием матки – эндометриозом, подвержены риску преждевременных родов, утверждают ученые из Швеции.
Эндометриоз и беременностьОдним из наиболее распространенных женских заболеваний является эндометриоз, который возникает в связи со снижением иммунитета и нарушением гормонального фона Часто эндометриоз может быть сигналом о воспалительных процессах половых органов или миоме матки.
Участник «дома-2» евгений кузин воспитывает чужого ребенка?Участник «Дома-2» Евгений Кузин воспитывает чужого ребенка? Стала известна еще одна тайна семьи Агибаловых. Сейчас Рита Агибалова активно осуждает девушку своего бывшего мужа Евгения Кузина.
Печем вишневый пирог
Нет, наверное, ни одного человека, который не любил бы вишневые пироги. Рецептов приготовления таких пирогов достаточно много.
Геморрой у женщин
Геморрой у женщин — причины возникновения и лечение Вопрос о том, бывает ли у женщин геморрой, имеет конкретный однозначный ответ.
Змеиные укусы
Укус змеи Хотя большинство змей относится к числу не ядовитых, змеиные укусы почти всегда болезненны и могут вызвать инфекцию.
Праздник
14 апреля 2012 В последнее время при организации детских праздников все большую популярность приобретают клоуны-аниматоры.
Печенка в сметане
Август 26, 2011 - Reds2015 Из печенки можно приготовить множество различных блюд, способы достаточно разнообразны, даже оладьи из печенки можно приготовить, они никого равнодушным не оставят.
Что нужно учитывать, выбирая детскую коляску
Что нужно учитывать, выбирая детскую коляску 20 июня 2012 0 237 Рекомендую! Вы покупаете детскую коляску для младенца или малыша?
Народные приметы по определению пола будущего ребенка
Народные приметы по определению пола будущего ребенка 2 Декабрь 2011 | Комментарии выключены За этими приметами стоят многовековые наблюдения за беременными женщинами.
Когда крестить новорожденного
Когда крестить новорожденного Когда крестить новорожденного? Этим вопросом задаются все родители, в планы которых входит обряд крещения ребенка.
Печем вишневый пирог
Нет, наверное, ни одного человека, который не любил бы вишневые пироги. Рецептов приготовления таких пирогов достаточно много.


© 2009-2013 Все права защищены
Ника всегда найдет ответ на ваш вопрос!
При копировании материалов активная прямая гиперссылка на главную страницу веб-сайта http://nika-s.kiev.ua/ обязательна.