Главная Связаться с администрацией
Логин:  
Пароль:
Беременность Рожаем После родов Карьерный рост Забота о здоровье Есть вопрос?
Самые новые статьи
Наши разделы

Лечение заикания

Лечение заикания

1. Заикание. Что это такое?

С конца XIX в. все определеннее становится мнение, что заикание – это по существу сложное психофизическое расстройство. В основе этого расстройства, лежат нарушения физиологического характера, а психологические недостатки носят вторичный характер.

Нельзя, однако сказать, что в настоящее время механизм заикания полностью разгадан. Многое неизвестно. Современные исследования и опыт прошлого показал, что заикание в большинстве случаев относится к числу неврозов.

У многих детей с заиканием были обнаружены различные нарушения высшей нервной деятельности и физического здоровья: повышенная раздражительность, обидчивость, плаксивость, негативизм, различные нарушения аппетита и сна, повышенное потоотделение, склонность к простудным заболеваниям, физическая ослабленность, анурез.

У детей с заиканием выявлен целый ряд разнообразных произвольных движений, к которым ребенок прибегает с целью замаскировать или облегчить свою неправильную речь. У заикающихся детей часто наблюдается общее моторное напряжение, скованность движений, двигательное беспокойство или вялость движений.

2. Внешние проявления речи детей с заиканием:

1. В устной речи у заикающихся, прежде всего обращает на себя внимание нарушение ее плавности, темпа и частично мелодики. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, с трудными произнесениями отдельных звуков, их сочетаний или просто затруднено начало произнесения фраз.

2. У многих заикающихся обнаруживаются речевые уловки в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов.

3. Речевая активность у многих детей с заиканием снижена, общение с окружающими ограничивается, что говорит об определенных нарушениях коммуникативной функции.

4. У заикающихся детей наблюдается неправильное произношение звуков, неправильное употребление слов, построение фраз.

5. В некоторых случаях недостатки устной речи у заикающихся детей отражаются в их письменной речи, в виде повторения одинаковых букв, слогов, разрыва слова, неправильного построения предложения.

Заикание – не только расстройство речевой функции, но и прежде всего это расстройство нервной системы, соматического здоровья, общей и речевой моторики при наличии психологических особенностей.

Заикание часто пытаются замаскировать, избавиться от него и это приводит к стеснительности, вплоть до робости, стремлению к уединению, речебоязни, чувству угнетенности и постоянным переживания за свою речь. Иногда наоборот – расторможенность, показная разболтанность и резкость.

Типичным симптомом заикания является речевая судорога. Речевые судороги при заикании различаются по форме, месту и частоте.

По форме судороги могут быть клоническими (навязчивое повторение одинаковых речевых движений: та-та-та-та-тарелка), тоническими (сильное, длительное сковывание движений: п…пила) и смешанными(одновременно клонические и тонические: п…пет-ту-тух)

В зависимости от места возникновения речевые судороги при заикании отличаются: артикуляционные, голосовые, дыхательные и смешанные.

Артикуляционные: судорога поражает мышцы языка, губ, или мягкого неба. Это происходит на смычных согласных, б-бабушка, бу-бу-бумага(судороги губ); д-дом, дя-дя-дяденька (судороги кончика языка); г-гуси, й-йяблоко (судороги корня языка или мягкого неба)

Голосовые судороги охватывают мышцы гортани. И тогда голосовые связки или плотно или прерывисто смыкаются, удерживая выход гласного звука (а-арбуз, о-огурец) или голосовые связки остаются разомкнутыми, тогда гласный звук произносится шепотом.

Дыхательные судороги в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки в момент речи воздух как бы задерживается и человек как бы замирает с открытым ртом. Или наоборот, воздух сильно и сразу выталкивается наружу и фраза произносится на явно недостаточной выдохе.

У детей и взрослых заикание усиливается в зависимости от условий, окружающей среды, где им приходится общаться.

Заикаются меньше в хорошо знакомой обстановке, заикаются больше – при посторонних людях, в общественных местах, с трибуны.

3. При заикании возникают речевые судороги? От чего?

Известно, в коре головного мозга непрерывно протекают два процесса – возбуждения и торможения. Их правильное взаимодействие определяет нормальное состояние всей высшей нервной деятельности человека. Но когда равновесие нарушается происходит перенапряжения их силы или подвижности, возникает явление, которое Павлов назвал «сшибкой».

Образовавшиеся в результате такой «сшибки», очаг в коре головного мозга нарушает правильное взаимодействие коры с подкоркой, где заложены центры, управляющие темпом и ритмом речевых движений. Следствием этих нарушений является расстройство согласованных речевых движений (дыхания, голоса, артикуляции), которое выражается в речевых судорогах. – возникает заикание.


К оглавлению

4. Что вызывает у детей заикание?

Причины могут быть разные. так нарушение нервной деятельности ребенка может быть обусловлено частыми и тяжело протекающими заболеваниями, ослабляющими его организм.
Ребенок может родиться с ослабленной нервной системой. Это может быть при неблагоприятно протекающей беременности, патологических родах, при неблагоприятной наследственности.
Заикание возникает на почве нервной ослабленности, когда достаточно малейшего повода, чтобы спровоцировать его возникновение.

Заикание появляется в результате неправильного воспитания. Сюда относится неблагоприятная домашняя обстановка, ссоры родителей, внезапные переходы от ласки к ругани, запугивающие наказания.
Такие неправильные приемы воспитания служат постоянными психическими травмами и могут вызвать нарушение высшей нервной деятельности и как результат – заикание.

Нередко срыв нервной деятельности происходит вследствие испуга. Однако многие в детстве чего-то пугались: будь-то паровозный гудок, собака, петух, карнавальная маска, но однако, заикаются как мы видим далеко не все.

Запинки в речи возникают от неосознанного подражания речи заикающихся родителей или сверстников. Запинки (не судороги) характерны для определенного периода речевого развития многих детей, в период развития фразовой речи (от 2-х до 5-ти лет). Запинки появляются как результат недостаточно сформированного речевого механизма ребенка.

Появившиеся запинки могут закрепиться в речи и далее - возникает заикание.

Анализ статистических данных о заикании.

1. Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 4 лет т. е. в период наиболее интенсивного развития фразовой речи.

2. Заикание часто встречается у детей в начальных классах школ. Начало школьного обучения способствует обострению заикания, которые до школы были мало заметны

3. Усиление заикания у детей обычно наблюдается в период их школьного обучения, особенно в первый год, а затем в период их полового созревания.

4. На усиление заикания влияет школьная обстановка, оценка знаний и т.п. Особенности отношений с учителями и сверстниками.

5. Заикание у мальчиков встречается чаще, чем у девочек, примерно в 3 раза (это связано с лучшим врожденным развитием двигательных центров левого полушария у женщины сравнительно с мозгом мужчины)


К оглавлению

5. Заикание или запинки?

В зависимости от причин возникновения все речевые запинки у детей можно разделить на две основные формы:

а) запинки несудорожного характера (физиологические, возникшие под влиянием неблагоприятного речевого развития на фоне быстрой, хаотичной речи.

б) запинки судорожного характера (собственно заикание)

Физиологические запинки проходят как только ребенок приобретает определенную уверенность в выражении своих мыслей.

Физиологические запинки – это следствие того, что развитие мышления ребенка опережает развитие его речевых возможностей.

В этот период его активный словарный запас невелик, формы выражения мысли несовершенны, артикуляторные движения недостаточно четки. Ребенок уже многое понимает, а еще больше хочет знать!
Со временем под влиянием воздействия окружающих, детская речь выравнивается.


К оглавлению

6. Предупреждение и устранение речевых запинок.

Взрослым нужно заботиться об упорядочении его поведения и развитии речи.

Для этого необходимо создать для ребенка определенный и твердый режим дня. Благодаря режиму в организме выработается привычка к четкому чередованию различных видов деятельности и устанавливается определенный ритм жизни – это благотворно оказывает влияние на высшую нервную деятельность всего организма ребенка.

Воспитать у ребенка спокойное, уравновешенное поведение. С этой целью полезно заниматься какой-нибудь одной игрой или делом. Этим мы уберегаем ребенка от излишне частого переключения с одной деятельности на другую и тем самым устраняем возможные причины его неусидчивости, суетливости, несобранности.

Таким образом взрослым нужно воспитывать у ребенка увлеченность, длительную заинтересованность каким-либо занятием. Нужно заблаговременно предупредить ребенка о необходимости закончить одно занятие и начать другое. Если ребенок излишне капризен, неспокоен, раздражителен, логопед должен обязательно рекомендовать родителям обратиться к врачу-психоневрологу для консультации.


К оглавлению

7. Лечить заикание или воспитывать?

В комплекс лечения заикания входит целый ряд различных мероприятий. Необходимо создать спокойную обстановку, в которой он был бы огражден от сильных раздражителей, от отрицательных эмоций.

Большое значение для нормализации речи ребенка имеет правильная речь окружающих, поэтому основные требования заключаются в следующем: тон должен быть спокойным, ласковым, доброжелательным; не допускаются резкие окрики, не следует передразнивать его, торопить при ответах, ибо только терпеливое внимание к речи ребенка может вызывать у него желание говорить. Полезно подбадривать и похвалить стесняющегося своей речи ребенка.

Твердый режим дня, обеспечивающий определенный ритм жизни ребенка – непременное условие для нормализации у него высших отделов нервной системы. Заикающиеся дети быстро утомляются. Поэтому они особо нуждаются в периодическом отдыхе.

Не менее важным для заикающегося ребенка является активный отдых.
В режиме дня заикающегося ребенка должны найти свое место и закаливающие процедуры. Закаливание способствует его физическому развитию. Сюда относится ежедневное пребывание на свежем воздухе. Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, различные спортивные развлечения успокаивают его нервную систему, создают эмоциональный подъем, бодрое настроение.

Частью лечебной физкультуры для детей с заиканием является логопедическая ритмика. Это система двигательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением или согласованных с речью ребенка. Формы этих упражнений разнообразны: отстучать определенный такт, изменить темп, характер или просто направление движений в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекламации, рассказывание стихотворений в сопровождении сопутствующих движений, танцы, речевые игры и т.п.

Очень важно, чтобы в момент речи ребенок был спокоен: волнение, чрезмерное возбуждение также способствуют усилению заикания.


К оглавлению

8. Большое место в комплексном лечении заикания отводится специальным логопедическим занятиям.

На этих занятиях у детей воспитываются навыки правильной, свободной речи. Это не значит, что ребенок должен говорить нараспев. Достаточно, если он говорит не спеша. Именно это чаще всего и не умеют заикающиеся дети.

Стремясь в речи «проскочить» возникшую преграду, они пытаются говорить быстро. А быстрый темп способствует нарушению координации речевых движений, провоцирует речевые судороги.

Очень важно, чтобы ребенок в момент речи был спокоен: волнение, чрезмерное возбуждение также способствует усилению заикания.

На логопедических занятиях по лечению заикания у ребенка воспитывается правильное речевое дыхание. Это важно для заикающихся детей так как дыхание у них в момент речи обычно бывает поверхностным, резким, неспокойным. Хорошим упражнением на этих занятиях может служить рассказывание ребенком стихотворений с паузами для вдоха после каждой строчки.
Например:

У Танюши дел немало (пауза, вдох),
У Танюши много дел (пауза, вдох)-
Брату утром помогала (пауза, вдох).
Он с утра конфеты ел.

В разговорной речи на одном выдохе достаточно произносить 4-6 слов. Но при этом важно, чтобы слова во фразах ребенок произносил слитно.

Итак, задача речевых занятий в том, чтобы благотворно воздействовать на разные стороны речи заикающегося ребенка: ее темп, плавность, речевое дыхание, громкость, выразительность.

Важное значение имеет воспитание личности ребенка с заиканием. Необходимо предупредить у него возникновение болезненного отношения к своей речи (страха), перестроить путем разъяснительных бесед, организации повседневной жизни, внушить уверенность в своих силах, побудить желание активно работать над своей речью и поведением.

Задача специальной психотерапии с заикающимся ребенком состоит в том, чтобы перестроить душевный мир ребенка, заставить его пересмотреть свое отношение к себе, к окружающим, к своей речи.


К оглавлению

Источник

Похожие статьи на сайте
Какая поза лучшая для зачатия?Какая поза лучшая для зачатия? 04.05.2012 Рано или поздно в любой семье люди начинают задумываться над тем, что пора бы и ребеночка родить.
Свадебное платье для беременных с длинным шлейфомСвадебное платье для беременных с длинным шлейфом Что делает невесту, и без того прекрасную, идеальной? Конечно же, ее свадебное платье .
Сергей капица: история десяти миллиардовИллюстрация: Николай Ларин О том, почему история все время ускоряется, грозит ли нам демографическая катастрофа и как изменится мир еще при жизни этого поколения, рассказывает известный российский популяризатор науки, автор модели численного роста человечества Сергей Петрович Капица После крушения науки в нашей стране я был вынужден провести год за границей – в Кембридже, где я родился.
Печем вишневый пирог
Нет, наверное, ни одного человека, который не любил бы вишневые пироги. Рецептов приготовления таких пирогов достаточно много.
Геморрой у женщин
Геморрой у женщин — причины возникновения и лечение Вопрос о том, бывает ли у женщин геморрой, имеет конкретный однозначный ответ.
Змеиные укусы
Укус змеи Хотя большинство змей относится к числу не ядовитых, змеиные укусы почти всегда болезненны и могут вызвать инфекцию.
Шрамы воспитания
Нерешенные душевные проблемы родителей передаются детям, причем в усугубленном виде. Происходит эта передача путем внушения от родителя к ребенку в раннем детстве в форме директив — скрытых приказаний, неявно сформулированных словами или действиями.
Витамины предотвращают появление аутизма
К интересным выводам пришли ученые Калифорнийского университета. Специалисты доказали, что ежедневный прием витаминных добавок во время первого месяца беременности и до нее снижают вероятность появления аутизма у новорожденных малышей почти в два раза.
Легкая беременность и забавные роды
Легкая беременность и забавные роды Беременность была запланированная, все получилось с первого раза. Тест показал две заветные полосочки, и моему счастью не было предела.
О методах воспитания ребёнка
Конечно, бывает ситуация, когда можно отшлёпать своё чадо. Но когда такие меры воспитания повторяются очень часто, пользы от этого не будет.
Мои роды 13 августа, пятница, 2010 г, 72 роддом
Мои роды 13 августа, пятница, 2010 г, 72 роддом ПДР мне ставили на 10 августа, наблюдалась я исправно в своей ЖК, за месяц до родов стала наблюдаться систематически в родильном отделении при 72 больнице, это на Молодежной.
Лактостаз: симптомы и причины
Лактостаз: симптомы и причины В прошлой статье мы выяснили, что лактостаз – это молочная пробка в одном из протоков. И особенно подчеркнули, что с решением проблемы лучше не тянуть.


© 2009-2013 Все права защищены
Ника всегда найдет ответ на ваш вопрос!
При копировании материалов активная прямая гиперссылка на главную страницу веб-сайта http://nika-s.kiev.ua/ обязательна.