Главная Связаться с администрацией
Логин:  
Пароль:
Беременность Рожаем После родов Карьерный рост Забота о здоровье Есть вопрос?
Самые новые статьи
Наши разделы

Новая управленческая парадигма.

Просмотров: 2600

Парадигмой (от лат. paradeigma — пример, образец) принято считать ключевую идею, лежащую в основе построения научной концепции. Парадигма управления — это одновременно сама теория управления со своими понятиями, а также концептуальная схема постановки проблем и их решения, господствующая в науке управления.

В свое время возникла парадигма человеческого фактора управления, которая в основу определения понятия «управление» и построения научной концепции управления ставит деятельность человека. В этой парадигме решающую роль играют такие факторы поведения человека, как мотивы, интересы, ценности, стимулы, опасения, установки их п. По мере развития производства и общества, научных исследований в области управления возникают новые парадигмы, которые вносят коррективы в прежние концептуальные схемы.

Эффективность современного общественного производства в значительной мере определяется плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий. В этих условиях начинают по-новому действовать коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации.

Отныне будущее человечества определяется тем, насколько широко и результативно используются знания. В эпоху индуст­риального развития продукция создается из сырья, комплектую­щих и энергии под воздействием труда работников и именно эти­ми составляющими определяется вновь созданная стоимость. Сегодня стоимость возникает не столько из физических ресур­сов, сколько из знаний, которые проявляются в новых продуктах, в новых технологиях, в новых навыках, в новых отношениях с по­требителями. В XXI в. знание становится доминирующим сред­ством достижения социально-экономических результатов. Тра­диционные факторы — земля, труд и капитал — в современной экономике действуют только при условии эффективного исполь­зования знаний. К знаниям в данном контексте относятся не только те знания, которые преподаются в вузах, но и идеи: как должно быть организовано производство, как должен быть сде­лан продукт, для каких продуктов имеется скрытый спрос и пр. Эти знания проявляются в навыках людей и закрепляются в виде патентов, лицензий, организационных структур, методов взаи­модействия предприятий и учреждений. В настоящее время управление знаниями становится решающим фактором социаль­но-экономического развития. Информационные технологии на­чинают играть ведущую роль в современном обществе.

Интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся не только основными факторами создания добав­ленной стоимости, но и факторами конкурентоспособности и экономического развития организаций. Для многих видов про­дукции все большая часть стоимости создается не столько на ста­дии материального производства, сколько на стадии маркетинга, сбыта и НИОКР; не столько в рамках непосредственно производ­ства, сколько в рамках планирования, транспортировки, прода­жи и обслуживания. Источником новой добавленной стоимости становится не столько непосредственное производство, сколько дизайн, контроль качества, маркетинг и обслуживание.

Современное производство — это прежде всего воздействие инженеров, бухгалтеров, конструкторов, дизайнеров, специалис­тов по персоналу, сбыту и маркетингу, экспертов по информаци­онным сетям. Все в меньшей мере современное производство основывается на воздействии рук, т. е. на материально-веществен­ном воздействии. Во многих организациях все большая часть по­лученного эффекта становится результатом применения специ­альных знаний, широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами и контрагентами.

Знания и информация обладают рядом специфических черт, отличающих их от традиционных ресурсов. Эти различия изме­няют современную экономику и заставляют трансформировать­ся парадигму управления.

Информационные ресурсы и новые технологии изменяют многие экономические тенденции и закономерности и требуют соответствующих изменений в методах управления социально-экономическими процессами. Традиционный ресурс представля­ет собой, как правило, частное благо, т. е. такое благо, потребле­ние которого одним потребителем исключает его потребление другим потребителем. Информационный ресурс обычно пред­ставляет собой общественное благо, потребление которого одним потребителем не исключает его потребления другим потребите­лем. По мере того, как в современном производстве использует­ся все больше знаний, информации, в общественное производ­ство втягивается все большее количество общественных благ. Эта фундаментальная характеристика современного мира заставляет по-новому оценить многие традиционные представления эконо­мической теории и классические методы управления.

Компании сегодняшнего дня сильно отличаются от компа­ний прошлого, прежде всего новой структурой основного капи­тала. Сегодня не материальные запасы определяют этот капитал, не основные фонды, а информация, знания, то, что называется интеллектуальным капиталом.

Новые подходы к управлению фирмами и организациями пе­реносят акцент управленческих воздействий на инновационные процессы, коммуникации, маркетинг, менеджмент знаний.

Современная парадигма управления основывается на разно­образных элементах управленческого воздействия. Она исполь­зует не только такие традиционные элементы, как власть, авто­ритет, персональная зависимость, экономическое принуждение, мотивация, но и такие относительно новые элементы, как твор­ческое участие персонала, образование команд, приверженность, инновационность, управление знаниями. Современная парадиг­ма управления все в меньшей степени опирается на тейлоризм, она характеризуется не простой исполнительностью каждого ра­ботника, а его инициативой.

Общей закономерностью последних десятилетий стало то, что успешные инновационные фирмы все больше управляются в соответствии с новой парадигмой, которая начинает использо­ваться в практике управления не только коммерческих, но и не­коммерческих организаций.

Почему изменились теория и практика управления в течение XX столетия? Это произошло в значительной мере вследствие то­го, что изменилась сама жизнь. Новая парадигма управления — реальный ответ на вызов времени, необходимый элемент пове­дения в условиях современного рынка. В последние десятилетия любая деятельность происходит в постоянно меняющихся усло­виях. Адаптация стала жизненно важным необходимым свой­ством любой организации. Новая парадигма управления соот­ветствует быстрым и подчас непредсказуемым изменениям внешней среды, позволяет быстро приспосабливаться к постоян­но меняющимся условиям. Она основана на инновациях, на ис­пользовании знания.

В настоящее время каждая организация или фирма постоян­но испытывает ощутимые воздействия изменяющейся внешней среды. Эти воздействия могут носить различный характер: кон­куренты начали оказывать ту же самую услугу с использованием новой технологии и с меньшими издержками; появилась новая аналогичная услуга с большим потребительским эффектом; из­менился курс валют; инфляция обесценила всю полученную прибыль; учетная ставка процента внезапно повысилась и т. д. В таких нестабильных условиях важно сформировать нефор­мальные группы, дееспособные команды, развить индивидуаль­ную предприимчивость, создать условия для личностного роста сотрудников, эффективно использовать информацию и знания. Другими словами, необходимо средствами управления обеспе­чить эффективную адаптацию организации.

В настоящее время продолжает развиваться как практика, так и теория управления. При этом изменения в практике менедж­мента приводят к соответствующему развитию теории. В част­ности, гуманизация управления, рассматриваемая как переклю­чение внимания с технологического управления на управление человеческим поведением в организациях, повлекла смещение интересов теоретиков с вопросов классической теории менедж­мента на вопросы поведенческого характера. В то же время раз­витие теории оказывает влияние на практику менеджмента. Можно сказать, что в менеджменте «сначала было слово». Дело в том, что люди, управляющие другими людьми, принимают реше­ния, основываясь на собственном представлении об управлении, о его принципах и технологиях воздействия на объект управле­ния. В этом смысле теория управления как бы предшествует практике. Одновременно теория развивается в соответствии с практикой управления, так как реальные закономерности в уп­равлении сначала утверждаются на практике и лишь затем опи­сываются теорией.

Таким образом, под воздействием изменяющейся социально-экономической практики постоянно видоизменяется парадигма управления. Она не представляет собой устоявшуюся теорию и соответствующую схему выявления проблем и их решения. Она трансформируется по мере изменения в практике управления. II частности, в последние годы наметились следующие тенден­ции этих изменений: бурное развитие получает культура организации; стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое применение во все более широком спектре специ­альных приложений; методы и технологии современного управления, отработан­ные в коммерческих организациях, распространяются на неком­мерческие сферы, включая государственный сектор.

Культура организации сейчас все больше рассматривается как важный фактор прибыли и конкурентоспособности коммерческой организации, как фактор успеха, эффективности деятель­ности, а подчас и выживаемости некоммерческой организации. Культура организации становится предметом заботы менеджеров всего мира. Это - сложный феномен, вбирающий нормы, прин­ципы, правила, ценности, идеалы, язык, жаргон, историю организации, легенды, образы, символы, метафоры, церемонии, ритуа­лы, формы наград и поощрений, размещение, здание, окружение. 0 отличие от национальной культуры, которая носит весьма инерционный характер, культура организации может значитель­но измениться в течение непродолжительного времени (несколь­ко месяцев, лет). Методы формирования позитивной культуры организации, как правило, носят неформализованный характер, однако, несмотря на это, имеются многочисленные примеры мощного и целенаправленного изменения культуры организации многих фирм. Современный период развития практики и теории менеджмента все чаще называют «культурной революцией» в ме­неджменте.

Стратегическое управление и стратегическое планирование на­ходят свое применение во все большем числе конкретных управ­ленческих ситуаций. Бизнес-планирование по сути явилось воп­лощением идей и методов Стратегического планирования, поведенных в некоторых случаях до нормативно закрепленных процедур. Все чаще в региональных, национальных и междуна­родных программах применяются идеи и подходы, отработанные в рамках теории стратегического планирования. Прежде всего ЭТО относится к так называемому целевому управлению, которое подразумевает постановку четких и кратких целей, характеризу­ющих необходимое конечное состояние управляемого объекта, иерархию целей, участие в процессе выработки целей всех, кто будет работать по их достижению, процедуру оценки эффектив­ности и результативности. Основные приемы и методы стратеги­ческого управления, раскрывавшиеся еще недавно лишь в обра­зовательных программах, становятся обычной технологией проработки коммерческих идей. Приемы стратегического плани­рования используются в маркетинге, рекламе, работе государ­ственных учреждений.

Еще одной общей тенденцией развития управления сегодня стало распространение концепций, методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации.

Теория и практика управления в течение XX столетия прошли путь от классической теории и практики авторитарного менедж­мента на основе тейлоризма до теории гуманистического ме­неджмента и практики современного менеджмента. Последняя основана на новой парадигме управления, которая включает в себя такие элементы, как управление знаниями, формирование позитивной культуры организации, командообразование, стратеги­ческое управление и многие другие. 32. Сущность и содержание теории управления

Управление - это организация такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого объект переходит в требуемое состояние.

Цель управления — это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления — организации. Вообще цель — мысленное предвосхищение результата деятельности. Значит, цель — это идеальное описание результата деятельности.

Значения управления (как наука, искусство, функция, процесс, аппарат)

Понятие "управление" используется в следующих значениях:

1) управление как наука – система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления;

2) управление как искусство – способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации. Как заметили Кунц и О Доннел "Управление – это искусство, подобно медицине или композиторской деятельности, инженерному делу или футболу. Но всякое искусство использует лежащие в его основе организованное знание (концепции, теории, принципы, методы) и применяют его с учетом реальной обстановки для достижения желаемого практического результата". Различие между наукой и искусством Клаузевиц видел так: цель науки – знание, цель искусства – умение;

3) управление как функция - деятельность направленная на по своему назначению и содержанию принципиально отличается от производственной функции;

4) управление как процесс – определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию или услуг на "выходе" системы (функциональный подход); совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском вариантов их решения и организацией выполнения принятых решений;

5) управление как аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации и т.п.) для достижения их целей.

Особенности управления По сравнению с другими видами труда, управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:

-он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;

-участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредовано, через труд других работников;

-предметом труда является информация;

-средством труда – организационная и вычислительная техника;

-результатом труда – управленческое решение.

Разделение труда (функциональное, структурное, вертикальное, горизонтальное, технологическое) Со временем в целях повышения результативности управления появилось разделение труда профессиональных управляющих. Выделяют следующие виды разделения труда профессиональных управляющих:

-функциональное - основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции управления: планирование, организация, контроль и т.д.;

-структурное - строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика;

-вертикальное – построено на выделении трех уровней управления: низового, среднего и высшего. К низовому уровню относятся управляющие, имеющие в подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Средний уровень – составляет по некоторым данным 50-60% общей численности управленческого персонала и включает управляющих ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. Указанные подразделения состоят из нескольких первичных образований (структурных единиц). Высший уровень – это администрация, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом. На этом уровне занято 3-7% управленческого персонала;

-горизонтальное – разделение труда по функциям;

-технологическое – учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три категории работников: руководителей, специалистов и служащих. С точки зрения технологии процесса управления задачи руководителей прежде всего сводятся к принятию решений и организации их практической реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением управленческого процесса.

Объект управления (ОУ) - часть окружающей среды, на которую оказывают управляющее воздействие.

Субъект управления (СУ) - часть окружающей среды, оказывающая управляющее воздействие. СУ является источником целей, реализуемых управлением.

При полном удовлетворении потребностей субъекта управления управление не требуется.

Виды управления.

-в живой природе,

-в неживой природе,

-в человеческом обществе.

Принципы управления - это руководящие правила, которыми пользуются в процессе подготовки и осуществления управляющего воздействия. Они отражают характер производственных отношений конкретной социально - экономической формации. Поэтому для каждой экономической формации характерны свои принципы управления.

Классификация приниципов

Принципы управления можно разделить на:

• общие для всех видов управления;

• относящиеся ко всем компонентам системы управления;

• специфические для управления конкретным производством;

• относящиеся к отдельным частям системы управления.

Технология управления — это приемы, способы и порядок (последовательность, регламент) выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций. В процессе любой технологии предмет труда преобразуется в продукт труда.

Категория: Ответы на экзамен по теории управления


Источник

Похожие статьи на сайте
Плацента и ее роль в развитии беременностиПлацента и ее роль в развитии беременности С самого начала беременности и вплоть до ее окончания формируется и функционирует система мать-плацента-плод .
Домашнее яблочное пюре на зимуДомашнее яблочное пюре на зиму Добавил: canavanuei Категория: Для мам » Кулинария Просмотров: 40 | Комментирии: 0 | 02-11-2012 22:51 | Добавить в закладки?
Кровянистые выделения после родовКровянистые выделения после родов Опубликовано 10-09-2012 в 20:48 Женщин, как правило, волнуют кровянистые выделения после родов, и они хотят знать, нормально ли это.
Печем вишневый пирог
Нет, наверное, ни одного человека, который не любил бы вишневые пироги. Рецептов приготовления таких пирогов достаточно много.
Геморрой у женщин
Геморрой у женщин — причины возникновения и лечение Вопрос о том, бывает ли у женщин геморрой, имеет конкретный однозначный ответ.
Змеиные укусы
Укус змеи Хотя большинство змей относится к числу не ядовитых, змеиные укусы почти всегда болезненны и могут вызвать инфекцию.
Финские власти забрали детей еще у одной гражданки россии
Финские власти забрали детей еще у одной гражданки России Опубликовано 02.10.12 16:05 Еще одна россиянка заявляет об изъятии двух детей финскими соцслужбами.
Помощь при отравлении газом
Отравление газом представляет опасность не только для здоровья, но и для жизни человека. По этой причине грамотная помощь при отравлении газом крайне важна.
Интересно обо всём 19.10.2012
Интересно обо всём 19.10.2012 Коты - убийцы Живая плазма внутри Земли Земную кору рассекает густая сеть древних "шрамов" - разломов.
Страхи беременных и работа
Страхи беременных и работа У беременных бессознательные страхи и тревоги довольно частое явление. Для работающей будущей мамы основной страх, - как отнесутся к этой новости на работе.
Фруктовый салат от ани лорак
14.11.2012 Новости Фруктовый салат от Ани Лорак Состав продуктов для рецепта: апельсины 2 шт. яблоки 2 шт. киви 2 шт.
Оздоровительный детский лагерь «белокуриха» находящийся в алтайском крае работает круглый год
Оздоровительный детский лагерь «Белокуриха» находящийся в Алтайском крае работает круглый год Белокуриха - бальнеоклиматический низкогорный курорт лесной зоны в 250 км к югу от г.


© 2009-2013 Все права защищены
Ника всегда найдет ответ на ваш вопрос!
При копировании материалов активная прямая гиперссылка на главную страницу веб-сайта http://nika-s.kiev.ua/ обязательна.