Главная Связаться с администрацией
Логин:  
Пароль:
Беременность Рожаем После родов Карьерный рост Забота о здоровье Есть вопрос?
Самые новые статьи
Наши разделы

Новая управленческая парадигма.

Просмотров: 2600

Парадигмой (от лат. paradeigma — пример, образец) принято считать ключевую идею, лежащую в основе построения научной концепции. Парадигма управления — это одновременно сама теория управления со своими понятиями, а также концептуальная схема постановки проблем и их решения, господствующая в науке управления.

В свое время возникла парадигма человеческого фактора управления, которая в основу определения понятия «управление» и построения научной концепции управления ставит деятельность человека. В этой парадигме решающую роль играют такие факторы поведения человека, как мотивы, интересы, ценности, стимулы, опасения, установки их п. По мере развития производства и общества, научных исследований в области управления возникают новые парадигмы, которые вносят коррективы в прежние концептуальные схемы.

Эффективность современного общественного производства в значительной мере определяется плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий. В этих условиях начинают по-новому действовать коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации.

Отныне будущее человечества определяется тем, насколько широко и результативно используются знания. В эпоху индуст­риального развития продукция создается из сырья, комплектую­щих и энергии под воздействием труда работников и именно эти­ми составляющими определяется вновь созданная стоимость. Сегодня стоимость возникает не столько из физических ресур­сов, сколько из знаний, которые проявляются в новых продуктах, в новых технологиях, в новых навыках, в новых отношениях с по­требителями. В XXI в. знание становится доминирующим сред­ством достижения социально-экономических результатов. Тра­диционные факторы — земля, труд и капитал — в современной экономике действуют только при условии эффективного исполь­зования знаний. К знаниям в данном контексте относятся не только те знания, которые преподаются в вузах, но и идеи: как должно быть организовано производство, как должен быть сде­лан продукт, для каких продуктов имеется скрытый спрос и пр. Эти знания проявляются в навыках людей и закрепляются в виде патентов, лицензий, организационных структур, методов взаи­модействия предприятий и учреждений. В настоящее время управление знаниями становится решающим фактором социаль­но-экономического развития. Информационные технологии на­чинают играть ведущую роль в современном обществе.

Интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся не только основными факторами создания добав­ленной стоимости, но и факторами конкурентоспособности и экономического развития организаций. Для многих видов про­дукции все большая часть стоимости создается не столько на ста­дии материального производства, сколько на стадии маркетинга, сбыта и НИОКР; не столько в рамках непосредственно производ­ства, сколько в рамках планирования, транспортировки, прода­жи и обслуживания. Источником новой добавленной стоимости становится не столько непосредственное производство, сколько дизайн, контроль качества, маркетинг и обслуживание.

Современное производство — это прежде всего воздействие инженеров, бухгалтеров, конструкторов, дизайнеров, специалис­тов по персоналу, сбыту и маркетингу, экспертов по информаци­онным сетям. Все в меньшей мере современное производство основывается на воздействии рук, т. е. на материально-веществен­ном воздействии. Во многих организациях все большая часть по­лученного эффекта становится результатом применения специ­альных знаний, широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами и контрагентами.

Знания и информация обладают рядом специфических черт, отличающих их от традиционных ресурсов. Эти различия изме­няют современную экономику и заставляют трансформировать­ся парадигму управления.

Информационные ресурсы и новые технологии изменяют многие экономические тенденции и закономерности и требуют соответствующих изменений в методах управления социально-экономическими процессами. Традиционный ресурс представля­ет собой, как правило, частное благо, т. е. такое благо, потребле­ние которого одним потребителем исключает его потребление другим потребителем. Информационный ресурс обычно пред­ставляет собой общественное благо, потребление которого одним потребителем не исключает его потребления другим потребите­лем. По мере того, как в современном производстве использует­ся все больше знаний, информации, в общественное производ­ство втягивается все большее количество общественных благ. Эта фундаментальная характеристика современного мира заставляет по-новому оценить многие традиционные представления эконо­мической теории и классические методы управления.

Компании сегодняшнего дня сильно отличаются от компа­ний прошлого, прежде всего новой структурой основного капи­тала. Сегодня не материальные запасы определяют этот капитал, не основные фонды, а информация, знания, то, что называется интеллектуальным капиталом.

Новые подходы к управлению фирмами и организациями пе­реносят акцент управленческих воздействий на инновационные процессы, коммуникации, маркетинг, менеджмент знаний.

Современная парадигма управления основывается на разно­образных элементах управленческого воздействия. Она исполь­зует не только такие традиционные элементы, как власть, авто­ритет, персональная зависимость, экономическое принуждение, мотивация, но и такие относительно новые элементы, как твор­ческое участие персонала, образование команд, приверженность, инновационность, управление знаниями. Современная парадиг­ма управления все в меньшей степени опирается на тейлоризм, она характеризуется не простой исполнительностью каждого ра­ботника, а его инициативой.

Общей закономерностью последних десятилетий стало то, что успешные инновационные фирмы все больше управляются в соответствии с новой парадигмой, которая начинает использо­ваться в практике управления не только коммерческих, но и не­коммерческих организаций.

Почему изменились теория и практика управления в течение XX столетия? Это произошло в значительной мере вследствие то­го, что изменилась сама жизнь. Новая парадигма управления — реальный ответ на вызов времени, необходимый элемент пове­дения в условиях современного рынка. В последние десятилетия любая деятельность происходит в постоянно меняющихся усло­виях. Адаптация стала жизненно важным необходимым свой­ством любой организации. Новая парадигма управления соот­ветствует быстрым и подчас непредсказуемым изменениям внешней среды, позволяет быстро приспосабливаться к постоян­но меняющимся условиям. Она основана на инновациях, на ис­пользовании знания.

В настоящее время каждая организация или фирма постоян­но испытывает ощутимые воздействия изменяющейся внешней среды. Эти воздействия могут носить различный характер: кон­куренты начали оказывать ту же самую услугу с использованием новой технологии и с меньшими издержками; появилась новая аналогичная услуга с большим потребительским эффектом; из­менился курс валют; инфляция обесценила всю полученную прибыль; учетная ставка процента внезапно повысилась и т. д. В таких нестабильных условиях важно сформировать нефор­мальные группы, дееспособные команды, развить индивидуаль­ную предприимчивость, создать условия для личностного роста сотрудников, эффективно использовать информацию и знания. Другими словами, необходимо средствами управления обеспе­чить эффективную адаптацию организации.

В настоящее время продолжает развиваться как практика, так и теория управления. При этом изменения в практике менедж­мента приводят к соответствующему развитию теории. В част­ности, гуманизация управления, рассматриваемая как переклю­чение внимания с технологического управления на управление человеческим поведением в организациях, повлекла смещение интересов теоретиков с вопросов классической теории менедж­мента на вопросы поведенческого характера. В то же время раз­витие теории оказывает влияние на практику менеджмента. Можно сказать, что в менеджменте «сначала было слово». Дело в том, что люди, управляющие другими людьми, принимают реше­ния, основываясь на собственном представлении об управлении, о его принципах и технологиях воздействия на объект управле­ния. В этом смысле теория управления как бы предшествует практике. Одновременно теория развивается в соответствии с практикой управления, так как реальные закономерности в уп­равлении сначала утверждаются на практике и лишь затем опи­сываются теорией.

Таким образом, под воздействием изменяющейся социально-экономической практики постоянно видоизменяется парадигма управления. Она не представляет собой устоявшуюся теорию и соответствующую схему выявления проблем и их решения. Она трансформируется по мере изменения в практике управления. II частности, в последние годы наметились следующие тенден­ции этих изменений: бурное развитие получает культура организации; стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое применение во все более широком спектре специ­альных приложений; методы и технологии современного управления, отработан­ные в коммерческих организациях, распространяются на неком­мерческие сферы, включая государственный сектор.

Культура организации сейчас все больше рассматривается как важный фактор прибыли и конкурентоспособности коммерческой организации, как фактор успеха, эффективности деятель­ности, а подчас и выживаемости некоммерческой организации. Культура организации становится предметом заботы менеджеров всего мира. Это - сложный феномен, вбирающий нормы, прин­ципы, правила, ценности, идеалы, язык, жаргон, историю организации, легенды, образы, символы, метафоры, церемонии, ритуа­лы, формы наград и поощрений, размещение, здание, окружение. 0 отличие от национальной культуры, которая носит весьма инерционный характер, культура организации может значитель­но измениться в течение непродолжительного времени (несколь­ко месяцев, лет). Методы формирования позитивной культуры организации, как правило, носят неформализованный характер, однако, несмотря на это, имеются многочисленные примеры мощного и целенаправленного изменения культуры организации многих фирм. Современный период развития практики и теории менеджмента все чаще называют «культурной революцией» в ме­неджменте.

Стратегическое управление и стратегическое планирование на­ходят свое применение во все большем числе конкретных управ­ленческих ситуаций. Бизнес-планирование по сути явилось воп­лощением идей и методов Стратегического планирования, поведенных в некоторых случаях до нормативно закрепленных процедур. Все чаще в региональных, национальных и междуна­родных программах применяются идеи и подходы, отработанные в рамках теории стратегического планирования. Прежде всего ЭТО относится к так называемому целевому управлению, которое подразумевает постановку четких и кратких целей, характеризу­ющих необходимое конечное состояние управляемого объекта, иерархию целей, участие в процессе выработки целей всех, кто будет работать по их достижению, процедуру оценки эффектив­ности и результативности. Основные приемы и методы стратеги­ческого управления, раскрывавшиеся еще недавно лишь в обра­зовательных программах, становятся обычной технологией проработки коммерческих идей. Приемы стратегического плани­рования используются в маркетинге, рекламе, работе государ­ственных учреждений.

Еще одной общей тенденцией развития управления сегодня стало распространение концепций, методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации.

Теория и практика управления в течение XX столетия прошли путь от классической теории и практики авторитарного менедж­мента на основе тейлоризма до теории гуманистического ме­неджмента и практики современного менеджмента. Последняя основана на новой парадигме управления, которая включает в себя такие элементы, как управление знаниями, формирование позитивной культуры организации, командообразование, стратеги­ческое управление и многие другие. 32. Сущность и содержание теории управления

Управление - это организация такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого объект переходит в требуемое состояние.

Цель управления — это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления — организации. Вообще цель — мысленное предвосхищение результата деятельности. Значит, цель — это идеальное описание результата деятельности.

Значения управления (как наука, искусство, функция, процесс, аппарат)

Понятие "управление" используется в следующих значениях:

1) управление как наука – система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления;

2) управление как искусство – способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации. Как заметили Кунц и О Доннел "Управление – это искусство, подобно медицине или композиторской деятельности, инженерному делу или футболу. Но всякое искусство использует лежащие в его основе организованное знание (концепции, теории, принципы, методы) и применяют его с учетом реальной обстановки для достижения желаемого практического результата". Различие между наукой и искусством Клаузевиц видел так: цель науки – знание, цель искусства – умение;

3) управление как функция - деятельность направленная на по своему назначению и содержанию принципиально отличается от производственной функции;

4) управление как процесс – определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию или услуг на "выходе" системы (функциональный подход); совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском вариантов их решения и организацией выполнения принятых решений;

5) управление как аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации и т.п.) для достижения их целей.

Особенности управления По сравнению с другими видами труда, управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:

-он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;

-участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредовано, через труд других работников;

-предметом труда является информация;

-средством труда – организационная и вычислительная техника;

-результатом труда – управленческое решение.

Разделение труда (функциональное, структурное, вертикальное, горизонтальное, технологическое) Со временем в целях повышения результативности управления появилось разделение труда профессиональных управляющих. Выделяют следующие виды разделения труда профессиональных управляющих:

-функциональное - основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции управления: планирование, организация, контроль и т.д.;

-структурное - строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика;

-вертикальное – построено на выделении трех уровней управления: низового, среднего и высшего. К низовому уровню относятся управляющие, имеющие в подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Средний уровень – составляет по некоторым данным 50-60% общей численности управленческого персонала и включает управляющих ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. Указанные подразделения состоят из нескольких первичных образований (структурных единиц). Высший уровень – это администрация, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом. На этом уровне занято 3-7% управленческого персонала;

-горизонтальное – разделение труда по функциям;

-технологическое – учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три категории работников: руководителей, специалистов и служащих. С точки зрения технологии процесса управления задачи руководителей прежде всего сводятся к принятию решений и организации их практической реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением управленческого процесса.

Объект управления (ОУ) - часть окружающей среды, на которую оказывают управляющее воздействие.

Субъект управления (СУ) - часть окружающей среды, оказывающая управляющее воздействие. СУ является источником целей, реализуемых управлением.

При полном удовлетворении потребностей субъекта управления управление не требуется.

Виды управления.

-в живой природе,

-в неживой природе,

-в человеческом обществе.

Принципы управления - это руководящие правила, которыми пользуются в процессе подготовки и осуществления управляющего воздействия. Они отражают характер производственных отношений конкретной социально - экономической формации. Поэтому для каждой экономической формации характерны свои принципы управления.

Классификация приниципов

Принципы управления можно разделить на:

• общие для всех видов управления;

• относящиеся ко всем компонентам системы управления;

• специфические для управления конкретным производством;

• относящиеся к отдельным частям системы управления.

Технология управления — это приемы, способы и порядок (последовательность, регламент) выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций. В процессе любой технологии предмет труда преобразуется в продукт труда.

Категория: Ответы на экзамен по теории управления


Источник

Похожие статьи на сайте
Оздоровительный детский лагерь «белокуриха» находящийся в алтайском крае работает круглый годОздоровительный детский лагерь «Белокуриха» находящийся в Алтайском крае работает круглый год Белокуриха - бальнеоклиматический низкогорный курорт лесной зоны в 250 км к югу от г.
Салат перепелиное гнездо рецептСалат перепелиное гнездо рецепт салат перепелиное гнездо рецепт Дорогие хозяюшки! На нашем приятном кулинарном ресурсе всегда есть все про салат перепелиное гнездо рецепт, актуальные рецепты - с красивыми фотографиями и описанием приготовления.
Повышаем гемоглобинПовышаем гемоглобин Как повысить? В этой статье мы попробуем разобраться, что такое гемоглобин, что есть норма и что делать, если уровень его низкий.
Печем вишневый пирог
Нет, наверное, ни одного человека, который не любил бы вишневые пироги. Рецептов приготовления таких пирогов достаточно много.
Геморрой у женщин
Геморрой у женщин — причины возникновения и лечение Вопрос о том, бывает ли у женщин геморрой, имеет конкретный однозначный ответ.
Змеиные укусы
Укус змеи Хотя большинство змей относится к числу не ядовитых, змеиные укусы почти всегда болезненны и могут вызвать инфекцию.
Классификация антиаритмических препаратов
04января Классификация антиаритмических препаратов Классификация антиаритмических средств в 1969г. была предложена Vaughan Williams, а затем модифицирована Harrison (1979).
Диета для беременных при отеках
Диета для беременных при отеках Гормональные изменения, которые происходят во время беременности, являются причиной отека лодыжек и стоп.
Домашнее яблочное пюре на зиму
Домашнее яблочное пюре на зиму Добавил: canavanuei Категория: Для мам » Кулинария Просмотров: 40 | Комментирии: 0 | 02-11-2012 22:51 | Добавить в закладки?
Клостилбегит
Клостилбегит Клостилбегит является антиэстрогеном, имеющим нестероидную структуру. Действие препарата обусловлено специфическим связыванием активного вещества с эстрогенными рецепторами гипофиза и яичников.
Празднуем новый год вместе с детьми
Ничто не согревает так душу, как напоминание о счастливых моментах, пережитых в детстве… Среди них - обязательно праздничная елка с запахом свежей хвои и мандаринов, окутанная мерцающими огоньками и каким-то особенным семейным теплом.
Детские спортивные секции красноярска
Avtomama Администратор форума Сообщения: 8374 2009-08-13 Возраст: 33 Откуда: Шевченко, Предмостная, раз в месяц в Назарово В какую спортивную секцию лучше отдать ребенка?


© 2009-2013 Все права защищены
Ника всегда найдет ответ на ваш вопрос!
При копировании материалов активная прямая гиперссылка на главную страницу веб-сайта http://nika-s.kiev.ua/ обязательна.