Главная Связаться с администрацией
Логин:  
Пароль:
Беременность Рожаем После родов Карьерный рост Забота о здоровье Есть вопрос?
Самые новые статьи
Наши разделы

Обучение

Опыт применения инновационного метода обучения для среднего медицинского персонала

Введение.

На современном этапе развития медицины (в условиях бригадных методов лечения, когда с пациентом работает несколько специалистов: врачей, психологов, медсестер, имеющих разный уровень профессиональной и деонтологической подготовки) неизбежно происходит переструктурирование взаимоотношений в системе «медицинский работник — пациент». Существенную роль в работе команды играет средний медицинский персонал. В условиях стационара медсестра находится, практически, постоянно в контакте с пациентом. Личность медсестры, методы ее работы, умение обращаться с пациентами служат компонентами лечебного эффекта. В исследованиях подчеркивается психотерапевтическая роль медицинской сестры, значимость участия медсестры в лечебных и восстановительно-реабилитационных мероприятиях. В системе взаимодействия «медицинский персонал-пациент» одним из ведущих факторов является психологический. Поэтому представляется необходимым уделять особое внимание психологическому образованию медицинских сестер с учетом особенностей структуры и содержания их профессиональной деятельности.

Методы и объект.

Для решения этой задачи была разработана программа «Психологические основы профессиональной деятельности среднего медицинского персонала». Апробация программы проходила на базе одного из отделений смешанного типа для долечивания в одной из крупных больниц г. Санкт-Петербурга. В тренинге приняли участие 13 человек (женщины в возрасте от 25 до 64 лет, стаж работы от 2 до 30 лет): 11 медсестер, 1 сестра-хозяйка, 1 буфетчица.

Реализация программы проходила по следующей схеме:

I этап – предварительная оценка психологического климата коллектива и особенностей взаимодействия медицинских сестер в процессе выполнения профессиональной деятельности.

II этап - сформирована среда обучения и мотивационные основы в лечебно-реабилитационном отделении для подготовки персонала к реформе их профессиональной деятельности.

III этап - проведен психологический тренинг-обучение, направленный на повышение коммуникативной компетентности среднего медицинского персонала в ситуациях профессионального взаимодействия и осуществления деятельности медсестер в рамках реабилитационной работы с пациентами.

IV этап представлял анализ индивидуальных и групповых особенностей медицинских сестер, на основании которого были составлены рекомендации руководству, направленные на оптимизацию лечебно-реабилитационного процесса в отделении.

Результаты.

На начальном этапе осуществления программы психологом было сделано следующее:

1) изучена документация, отражающая функциональные обязанности медицинских сестер и некоторые другие аспекты осуществления их профессиональной деятельности на отделении;

2) проводилось наблюдение за профессиональным поведением медицинских сестер, особенностями их взаимодействия с различными участниками лечебно-реабилитационного процесса.

Выяснилось, что, в целом, навыки конструктивного взаимодействия друг с другом и с пациентами у медсестер требуют изменений и коррекции: некоторые медицинские сестры вели себя шумно, не соблюдали правила деонтологии, были недостаточно исполнительны или излишне директивны. При наблюдении за работой персонала у 7 медсестер были обнаружены признаки «профессионального выгорания», что, в частности, проявлялось в снижении активности и отсутствии инициативы, механическом выполнении манипуляций с пациентами, нуждающимися в индивидуальном подходе, смещении акцентов с непосредственных профессиональных обязанностей (работы с пациентом) на решение санитарно-бытовых вопросов отделения.

Кроме этого, в первую очередь, были учтены оценка и характеристики особенностей работы коллектива медсестер руководителем отделения. Заведующая отделением считала, что стиль общения медицинских сестер с пациентами должен быть изменен в сторону того, чтобы медсестры относились к больным, как к психически здоровым людям, т.е. следовало исключить из общения проявления стигматизирующего отношения медсестер к больным. Так же, по мнению руководителя, необходимо совершенствовать для повышения качества лечебно-восстановительного процесса уровень вежливости и соблюдение субординации, стимулировать проявление инициативы медсестер за счет увеличения смысла деятельности на различных этапах лечебно-восстановительного процесса. Требования руководителя отделения легли в основу постановки задач тренинга.

Таким образом, на основании проведенной работы, после анализа полученных данных, были сформулированы задачи, удовлетворяющие требованиям отделения, для осуществления которых использовалась данная тренинговая программа:

  • Сформировать представления о месте медицинских сестер в системе лечебно–реабилитационного процесса,

  • Ознакомить с отдельными аспектами социальной и медицинской психологии применительно к содержанию деятельности медицинской сестры реабилитационного отделения;
  • Сформировать навыки общения среднего медицинского работника с пациентами в рамках индивидуального и группового подхода (например, установление контакта с пациентами и коллегами, умение выслушать и правильно понять собеседника, навыки проведения беседы в группе и т.д.), что позволит расширить возможности общения в рамках модели «врач-психолог-медсестра-пациент-родственники пациента»;
  • Коррекция и развитие личностных установок каждого участника группы, необходимых для общения;
  • Повышение мотивации среднего медицинского персонала в участии в медико-психологической реабилитации психически больных (организация терапевтической среды и пр.);
  • Актуализация творческих способностей и инициативы медицинской сестры в организации и планировании рабочего времени.

Результаты этого этапа легли в основу формирования следующих этапов.

Создание обучающей среды заключалось в следующем:

а) медицинские сестры были освобождены на время проведения тренинга от участия в лечебном процессе;

б) они занимались в аудитории вне клинического отделения;

в) были оснащены учебными средствами (флип-чарт, маркеры и т.п.) и методическими материалами. Основным мотивационным стимулом послужил фактор повышения значимости обучения и формирования новых навыков профессионального поведения.


Разработана авторская модель тренинга, направленная на решение поставленных задач, удовлетворяющих требованиям отделения, включающая ролевые игры, кейсы и психогимнастические упражнения, которые были максимально приближены к реальным условиям данного отделения и моделировали ситуации взаимодействия «медсестра-пациент», «медсестра-врач», «медсестра-психолог», «медсестра-родственники пациента». Выбор методик модели был направлен на раскрытие личного потенциала участников, формирование эмпатии, снятие напряжения при межличностном взаимодействии членов коллектива, что способствовало сплочению участников группы. Для формирования практических навыков разыгрывались сценарии индивидуальной и групповой работы. Содержательную сторону тренинга составили аспекты медицинской и социальной психологии, деонтологии. Количество учебных часов в цикле 24 астрономических часа.


В процессе тренинга были выявлены индивидуальные и групповые особенности среднего медицинского персонала отделения.

В частности:

a) выявились личностные качества участников, такие как: доброжелательность и терпеливость друг к другу (сложившаяся доброжелательная атмосфера в группе способствовала открытости участников, располагала к конструктивному восприятию критики и стимулировала раскрытие творческих способностей медсестер);

b) обнаружилось, что большинство участников группы предпочитают индивидуальный стиль работы;

c) яркие лидерские и организационные качества проявила старшая медсестра, что указало на то, что формальный руководитель совпал с неформальным лидером в данной группе;

d) высокий творческий потенциал был выявлен у 5 медицинских сестер;

e) наибольшую гибкость в поведении и высокий уровень владения навыками общения и убеждения показали 1 медицинская сестра;

f) после обучения, для проведения бесед с родственниками с целью вовлечения их в реабилитационный процесс было рекомендовано привлекать 2-х медсестер; организацию дискуссий в группе пациентов можно доверить 3 медсестрам;

g) 2 медсестры обнаружили признаки ригидности: в первом случае это было связано с возрастным фактором (64г.), во втором случае - с выработанным ранее профессиональным опытом общения в связи со спецификой отделения (пенитенциарная система).

В конце тренинга группа составляла сплоченный коллектив со сформированными нормами и ценностями, подготовленная к конструктивному взаимодействию с пациентами, а также между собой и с другими членами коллектива.

Благодаря выявленным особенностям группы были даны рекомендации руководству для оптимизации трудовой деятельности в данном коллективе. В частности, были рекомендованы персонифицированные поощрения и критика, поскольку в группе имелись сензитивные личности, необходимость подчеркивать и не оставлять без внимания положительные качества сотрудников, не рекомендовалось сравнивать сотрудников между собой для избежания повышения психологической напряженности в коллективе. Были даны конкретные рекомендации по осуществлению разных функциональных обязанностей медсестер и отдельных модулей работы, предложены конкретные лица для их исполнения. С целью поддержания групповой сплоченности, снятия нервно-психического напряжения и профилактики синдрома «эмоционального выгорания» у медицинского персонала рекомендовалось введение традиционных мероприятий, организующих досуг медицинских сестер. Для закрепления полученных во время тренинга результатов предложено регулярное пролонгированное проведение мероприятий обучающего характера: тренинги, семинары и пр.

В конце тренинга был проведен опрос участников, который включал ряд вопросов о цикле и участии в нем. Медицинские сестры оценили различные блоки тренинга по степени значимости и полезности для них, а также ими были даны личные отзывы по участию в тренинге. Наиболее распространенными были следующие впечатления: «тренинг дал возможность оценить и раскрыть себя, иметь правильное представление о том, кто рядом», «возможность построить правильное поведение и отношение к людям, окружающим тебя», «умение и желание делать друг другу комплименты», «возможность посмотреть на свою работу несколько иначе (на процесс общения с пациентами, посетителями, на потребности и проблемы), «много для себя лично получила информации, есть над чем подумать», «морально-духовный подъем».

Выводы.

Основным итогом тренинга явилось понимание важности психотерапевтической роли медицинской сестры, повышение собственной значимости и необходимости в работе с пациентами, усиление мотивации на активное участие в создании терапевтической среды отделения, а также замена устаревших стереотипов при выполнении медсестрами профессиональных обязанностей на новые, более эффективные формы работы.

Полученный опыт указывает на необходимость разработки тренинговых программ, удовлетворяющих условиям отделений различного профиля и проведения подобных мероприятий в системе здравоохранения.

Автор: Вероника Трубина

Полный текст публикации:
В.В. Трубина. Опыт применения инновационного метода обучения для среднего медицинского персонала//Ученые записки СПБГМУ им.акад.И.П.Павлова, том XII-№1-2006г.;
Авторские права защищены.

При перепечатке в интернете (ставить ссылку на страницу сайта обязательно!),

При переиздании просьба обращаться к автору.


Источник

Похожие статьи на сайте
Как выбрать шарф к пальтоComments (0) 26 Апреля 2009 | Опубликовано oirubfyd Процесс выбора весьма сложен, но шапка к кожаной куртке, немецкая обувь для детей и костюм гарри поттера напрокат необходимо выбирать при любых условиях.
Техника грудного вскармливания0 Оценка статьи: (0 голосов) Техника грудного вскармливания 8 ноября 2012, 14:45 Обеспечение правильного положения ребенка возле груди и правильная техника грудного вскармливания – один из важнейших факторов успешной лактации.
/беременность/календарь беременности. калькулятор беременности19-я неделя беременности Продолжается прибавка в весе: расширяются ваши бедра, увеличивается живот. Сейчас самое время посетить курсы для беременных .
Печем вишневый пирог
Нет, наверное, ни одного человека, который не любил бы вишневые пироги. Рецептов приготовления таких пирогов достаточно много.
Геморрой у женщин
Геморрой у женщин — причины возникновения и лечение Вопрос о том, бывает ли у женщин геморрой, имеет конкретный однозначный ответ.
Змеиные укусы
Укус змеи Хотя большинство змей относится к числу не ядовитых, змеиные укусы почти всегда болезненны и могут вызвать инфекцию.
В баню с грудничком
yarovaya Новый участник Неактивен Откуда: днепропетровск Зарегистрирован: 08.09.2008 Сообщений: 6 Тема: в баню с грудничком здравствуйте.
Мир - это огромная база знаний со сложным языком запросов!
Оригинальный пост http://www.livejournal.ru/themes/id/53597 "Летидор" подготовил подборку книг и мультфильмов, которые помогут родителям рассказать детям про секс, не прибегая к капустам, аистам и прочим устаревшим заменителям историй, откуда на самом деле появляются дети.
24 неделя беременности
На 24-й неделе малыш уже слышит вас :)25.10.2012 01:41 На двадцать четвертой неделе беременности ребенок продолжает свое активное развитие.
Сценарий проведения 8 марта и конкурсы с детьми
Международный женский день - это хорошее время для проявления творческих способностей, ведь ребята могут сами написать стихи и прикольные поздравления с 8 марта, а также сделать своими руками праздничные открытки, разнообразные поделки.
Коляска для варвары
Коляска для Варвары 16 января моя подруга и Катина крёстная родила дочку Варвару! Наш папа, когда услышал об этом, даже немного расстроился и переспросил: "Как это - Варвару?
Новогодние каникулы - 2013 (детские лагеря, туры)
"Лесная сказка", детский оздоровительно-образовательный центр "Лесная сказка", детский оздоровительно-образовательный центр Отзывы (19) Адрес: Нижегородская обл.


© 2009-2013 Все права защищены
Ника всегда найдет ответ на ваш вопрос!
При копировании материалов активная прямая гиперссылка на главную страницу веб-сайта http://nika-s.kiev.ua/ обязательна.