Главная Связаться с администрацией
Логин:  
Пароль:
Беременность Рожаем После родов Карьерный рост Забота о здоровье Есть вопрос?
Самые новые статьи
Наши разделы


Ринолалия (врожденные незаращения нёба)

Расстройство голоса – ринолалия (врожденные незаращения нёба)

Расстройства тембра голоса может сохраняться и после хирургической операции дефекта нёба и исправления звукопроизношения.
Голос детей с незаращениями нёба на первом году жизни не отличается от голоса при нормальном строении верхней челюсти.

В доречевом периоде эти дети кричат, плачут, гулят нормальным детским голосом.
Изменение тембра их голоса – открытый носовой оттенок появляется впервые при лепете, когда ребенок начинает артикулировать свои первые согласные фонемы.

Примерно до семи лет, дети с врожденными незаращениями нёба говорят голосом с носовым оттенком. Электроглоттографическое исследование в этом возрасте подтверждает нормальную двигательную функцию гортани, а миография – нормальную реакцию мускулатуры глотки на раздражитель даже при обширных дефектах нёба.

После семи лет голос детей с врожденными незаращениями нёба начинает ухудшаться: падает сила, появляется осиплость, истощаемость, прекращается расширение его диапазона.
При миографии обнаруживается несимметричная реакция мускулатуры глотки, визуально наблюдается истончение слизистой оболочки и снижение глоточного рефлекса, а на электроглоттограмме появляются изменения , свидетельствующие о неравномерной работе правой и левой голосовых складок, т.е. налицо все признаки расстройства двигательной функции голосообразующего аппарата, которое окончательно формируется и закрепляется к подростковому возрасту.
Можно указать три основные причины патологии голоса при врожденных незаращениях нёба.
Во-первых, нарушение механизма нёбно-глоточного смыкания. Известно, что вследствие тесной функциональной связи мягкого нёба и гортани малейшее напряжение и движение мышц нёбной занавески вызывает соответствующее напряжение и двигательную реакцию в гортани. При незаращениях нёба мышцы, поднимающие и растягивающие его, вместо того, чтобы быть синергистами, работают как антагонисты. При этом из-за понижения функциональной нагрузки в них, как и в мышцах глотки, идет дистрофический процесс. Патологический механизм смыкания усиливается врожденной асимметрией скелета лица и полостей гортани, что хорошо видно на рентгенограммах и томограммах при врожденных незаращениях нёба.
Анатомический дефект нёба и глотки приводится к функциональному расстройству голосового аппарата.
Во- вторых, это неправильное образование при ринолалии ряда звонких согласных ларингеальным способом, когда смыкание осуществляется на уровне гортани и озвучивается трением воздуха о края голосовых складок.
В этом случае гортань принимает на себя дополнительную функцию артикулятора, что безусловно, не остается безразличным для голосовых складок.
В-третьих, на развитие голоса влияют особенности поведения лиц с ринофонией и ринолалией.
Стесняясь своей дефектной речи, подростки и взрослые часто говорят тихим голосом и максимально ограничивают свое речевое общение в микросреде, тем самым снижая возможности развития силы голоса и расширения его диапазона.

Известно, что коррекция ринолалии ведется по нескольким направлениям.
Это нормализация дыхания, развитие нёбно-глоточного смыкания, коррекция звукопроизношения, воспитание фонематического слуха и устранение носового оттенка голоса.

К мерам, способствующим улучшению голоса детей до пластической операции нёба, можно отнести постановку физиологического и речевого дыхания, профилактику дистрофии мускулатуры глотки и нёба, коррекцию звукопроизношения.

После операции работа над голосом будет состоять из дыхательной гимнастики, развития полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработки навыка правильного голосоведения, логопедических упражнений для расширения диапазона голоса, увеличения его силы, а также для компенсации расстройства двигательной функции голосообразующего аппарата, если оно уже имеется

Особенности речевого дыхания у лиц с незаращениями нёба выражаются в учащении дыхания, преобладании поверхностного ключичного типа дыхания и в укорочении фонационного выдоха, что вызвано утечкой воздушного потока в носовую полость. Объем утечки зависит от формы расщелины и может превышать 30%.
По продолжительности выдох бывает равен вдоху и даже короче его.
Отсутствует дифференцированный ротовой и носовой выдох.
Ввиду значительной утечки воздуха при выдохе в нос начинать работу по коррекции дыхания приходиться с выработки направленной через рот воздушной струи, которая в дальнейшем обеспечит также достаточное внутриротовое давление воздуха для образования согласных фонем.
Поскольку дети с незаращениями нёба часто заменяют направленное дутье резким выдохом из глотки при открытом рте, их обучают вначале поплевыванию, а затем легкому дутью холодной струей.
Дуют на ватку, пух, полоски бумаги. Дуть в дудочки, надувать шарики нецелесообразно, так как подобные упражнения требуют от детей значительных физических усилий.
Обучая поплевыванию и дутью, на первых занятиях можно зажать пальцами крылья носа или ограничить поток воздуха из носовых ходов, прижав к ним снизу указательный палец. Делают это для усиления кинестезий, чтобы ребенок смог ощутить, запомнить и воспроизвести это ощущение.

После овладения направленным дутьем можно переходить к постановке косто-абдоминального (диафрагмально-реберного) дыхания.
Оно позволяет увеличить жизненный объем легких, регулировать с помощью диафрагмы скорость выдоха, использовать при фонации грудной резонатор, что также удлиняет выдох и уменьшает носовой оттенок.
Начинают постановку дыхания так: одну руку ребенок кладет себе на грудь, другую на живот. На счет 1-2 ребенок делает вдох носом, на счет 3-4-5-6- выдох ртом с усиленным дутьем, на счет 7- пауза.
Упражнения выполняют 3-4 раза в день по 10 дыхательных циклов подряд. В дальнейшем аналогичные упражнения делают лежа, стоя и на ходу.
Без нормализации дыхания невозможны в дальнейшем коррекция звукопроизношения и устранение носового опенка голоса.
Необходимо делать дыхательную гимнастику, которую покажет логопед.
Параллельно с постановкой дыхания с первых занятий проводят тренировки по активизации мускулатуры нёба и глотки.
Повышенная нагрузка на мышцы глотки увеличивает их объем и препятствует дистрофии.
Особенно важны подобные тренировки при подготовке детей к накладыванию функционального глоточного обтуратора или к операции нёбно-глоточным клапаном, когда смыкание обеспечивается главным образом за счет активности глоточной мускулатуры. Увеличение мышц в объеме усиливает нёбно-глоточное смыкание после операции даже при укорочении небной занавески, что также уменьшает носовой оттенок голоса.
Благодаря тесной функциональной связи нёба, глотки и гортани тренировки нёба и глотки активизируют двигательную мускулатуру гортани и служат профилактическими мерами по предупреждению двигательной недостаточности голосообразующего аппарата при незаращениях нёба.
Для тренировки мускулатуры глотки целесообразны позевывания, имитация свиста и глоточного рефлекса. При глоточном рефлексе наблюдается наибольшая двигательная активность мускулатуры нёба.
Имитировать свист, позевывание и глоточный рефлекс рекомендуется по 2-4 раза подряд 6-8 раз в день. Если ребенок не умеет воспроизвести движение, подобное глоточному рефлексу, логопед вызывает рефлекс прикосновением шпателя к задней стенке глотки.
Упражнения для развития подвижности нёбной занавески до операции заключаются в произнесении гласных А и Э и их сочетаний:
а-э а-э-а аэ-э-э
э-а э-а-э эа-а-а
Ребенок произносит их 2-3 раза подряд голосом средней громкости, открыв широко рот и придвинув кончик языка к нижним резцам. Упражнения повторяют 6-8 раз в день. Приступать можно к ним с первого же занятия.
Позиция языка при артикуляции этих фонем приводит к меньшему числу контактов его с глоткой по сравнению со звуками: О или У.
Звуки А и Э можно произносить с широко открытым ртом, что обеспечивает визуальный контроль. Нёбная занавеска менее плотно по сравнению с другими гласными примыкает к задней части глотки.
Этим объясняется наименьшая выраженность назального оттенка гласных А и Э при слуховом восприятии.
Тренировки нёбной занавески одновременно с фонацией вырабатывают условнорефлекторную связь движений нёба и звукообразования, что наиболее физиологично для речи.
Достаточно длинный направленный речевой выдох, активная мускулатура глотки и нёба, смещение тела я зыка в полости рта вперед позволяют при ринолалии на фоне врожденных незаращениях нёба еще до пластической операции исправлять звукопроизношение. После операции ураноплатики речь ребенка с врожденным незаращением нёба обычно ухудшается, носовой оттенок усиливается из-за отека нёба, длительного режима молчания и охранительного торможения.
Сформированная нёбная занавеска при фонации бывает практически неподвижной, чувствительность отсутствует.
Исходя из этого, задачами послеоперационного этапа становятся развитие подвижности максимального нёбно-глоточного смыкания, пригодного в будущем обеспечить изоляцию ротовой полости при речи, восстановление направленной воздушной струи и воспитание навыков правильного голосоведения.
Развитие подвижности нёбной занавески не терпит отлагательств.

Чем быстрее удастся растормозить мягкое нёбо и включить его функцию в артикуляции, тем эффективнее будет результат всего курса логопедических занятий.
Подвижная небная занавеска обеспечивает наиболее плотное нёбно-глоточное смыкание, улучшает изоляцию носовой полости от ротовой и тем самым является базой для улучшения тембра голоса – уменьшения в нем носового оттенка.
Эластичность и подвижность мягкого нёба тесно взаимосвязаны. После закрытия дефекта нёбная занавеска обычно укорачивается за счет рубцевания раневых поверхностей.
Ненормально высоко расположенные при врожденных незаращениях мышцы, поднимающие мягкое нёбо, ограничивают его подвижность.
Движения же нёба растягивают рубцы, что предотвращает его укорочение. Упражнениями можно достичь удлинения нёба на 1 см. Причем двигательная активность развивается постепенно на протяжении 6-8 месяцев после операции.
Стимулирует подвижность мягкого нёба после операции непроизвольный подъем нёбной занавески при пении и проговаривании гласных А и Э.
Повторяют упражнения по схеме дооперационных занятий.
Но следует помнить, что первое время после операции подвижность нёба быстро истощается. Повторение упражнений с провисшей занавеской не приносит пользы, а приводит к закреплению патологического навыка.
Поэтому необходимо определять допустимую нагрузку индивидуально для каждого ребенка.
Лучший эффект дает повторение гласных А и Э по 2-3 раза подряд в течении дня.
Гласные произносят протяжно, голосом средней громкости. Громкое, короткое произнесение гласных на твердой атаке вызывает лишь резкий рывок нёбной занавески, которая тут же провисает.
При совершенно неподвижном нёбе можно начать со стимуляции глоточного рефлекса, а через 2-3 занятия перейти к проговариванию гласных.

Ускорить развитие подвижности нёба помогает массаж.
Он вызывает прилив крови к раневой поверхности, улучшает питание тканей. Рубцы становятся мягче, нёбная занавеска пластичнее и обретает чувствительность.
При массаже нёба применяются поглаживающие и надавливающие движения.
Ребенок вначале поглаживает нёбо влажной подушечкой большого пальца по всей поверхности в направлении от альвеол к краю мягкого нёба по средней линии, а потом правее и левее от нее. Затем делает надавливающие движения в области рубцов.
Начинают массаж с 1 минуты по 5 раз в день и доводят до 10 раз в день по 3 минуты.

При ограничении открывания рта носовой оттенок также усиливается.
Ротовая полость не излучает звук, а поглощает его.
Нормальному открыванию рта в этих случаях препятствуют массивные рубцы в области нёбных дужек.
Для предупреждения подобного симптома назначают жевательную гимнастику.
Важнейшее место в занятиях послеоперационного периода занимают вокальные упражнения.
Они сводятся к пению гласных. Начинают со звуков А и Э, через 2 3 урока прибавляется О, еще через неделю И, последним У.

Артикуляционные и вокальные упражнения, массаж нёба. жевательная и дыхательная гимнастика проводятся параллельно и составляют содержание занятий непосредственно послеоперационного периода.
Наблюдения показывают, что у занимавшихся до операции сохраняются выработанные ранее навыки, и упражнения для усиления воздушной струи обычно не вызывают затруднений. В остальных случаях приходится начинать с дутья.

После активизации нёбно-глоточного смыкания, восстановления навыка диафрагменного дыхания и овладения умением произносить гласные без носового оттенка переходят к упражнениям для воспитания навыка правильного голосоведения, расширения диапазона и увеличения силы голоса, окончательного снятия носового оттенка.

Коррекция звукопроизношения проводится параллельно с логопедическими упражнениями.
Упражняются в произнесении изолированных гласных, а потом их сочетаний. Количество сочетаний гласных постепенно увеличивается до 3-х.
Логопед сам подбирает нужные по сочетанию гласные ( в порядке: а, э, о, у, и) с ориентацией на степень подъема и напряжения нёбной занавески.
Ребенок повторяет гласные за логопедом, подражая манере его фонации. Логопед же произносит гласные «в маску» - в позиции резонатора, громко, не напрягаясь, без крика.
Важно обратить его внимание на широкое открывание рта, продвижение кончика языка вперед к нижним резцам.
Далее переходим к упражнениям по расширению диапазона и усиления силы голоса.
Начинают упражняться с протяжного произнесения звука «М__________».
Как только ребенок научится фонации «в маску», переходят к слоговым упражнениям, с опорой на это звучание.
Впоследствии упражнения выполняют со всеми сонорами и фрикативными звонкими согласными, вводя их в следующем порядке: м, н, й, л, р, в, з, ж.
Если хорошо отработано правильное выполнение упражнения с «М», то упражнения с другими согласными обычно не вызывают затруднений.
Необходимо уточнить еще раз представление о носовом и ротовом резонансе, сопоставляя звучание голоса «в маску» в звукосочетаниях с носовыми и ротовыми согласными.

Затем переходят к повторению рядов слогов: равноударных и с перемещением ударения (со всеми согласными).
Громкое, звонкое, плавное произнесение слогового ряда показывает владение ребенка своим голосом, достаточное для перехода к речевым упражнениям.

Начинаются они со слитного произнесения сочетаний их двух слов и спряжений глаголов «в маску» с опорой на согласные: м, н, й, л, р, в, з, ж.
Спряжение служит основой для увеличения количества слов во фразе, которое растет от занятия к занятию.

Приводим несколько коротких фраз, пригодных для спряжения с распространением предложения:
Я мыл (а) Милу.
Я мел (а) пол.
Я ел (а) малину.
Я вел (а) Валю.
Я вылил (а) воду.

Распространение фразы проводится постепенно, например:
Я поливал (а).
Я поливал (а) левкои.
Я поливал (а) левкои водой.
Я поливал (а) левкои теплой водой.
Я поливал (а) левкои теплой водой из лейки.
При правильном выполнении упражнений голос ребенка звучит звонко, громко, без носового оттенка.
Далее остается приучится выполнять все логопедические упражнения на правильном голосоведении и ввести этот навык в спонтанную речь.
Подготовкой служат тренировки в повторении нескольких коротких скороговорок и стихов с опорой на соноры в «позиции резонатора».

Примерами пригодных для тренировок скороговорок и стихов могут быть следующие:
На мели мы ловили налима.
Наловил Валерий два ведра форели.
Красно поле пшеном, а речь умом.
У Маши на кармашке маки и ромашки.
Дед Данила делил дыню.

Упражнения по закреплению навыка правильного голосоведения с подростками м взрослыми проводятся по тем же принципам, что и с дошкольниками, на материале скороговорок, стихов и спряжений.
Но количество этих упражнений должно быть несколько большим.
Постановка фонации на мягкой атаке в грудном регистре – действенный способ уменьшения носового оттенка у подростков и взрослых.
Для этого осуществляют перевод фонации в грудной регистр, что особенно результативно при значительной нёбно-глоточной недостаточности.
Обучение начинается с произнесения гласных, ладонь на грудной клетке, где ощущается вибрация.
Автоматизация голосоведения в грудном регистре – длительный и трудный процесс для подростков и взрослых.
Автоматизировать звук помогают только разнообразные речевые упражнения: спряжения, распространение предложений, повторение коротких диалогов, построенных на разговорной лексике, рассказы. беседы.
Особое значение приобретают непринужденность занятий и естественность речевого материала.


Источник

Похожие статьи на сайте
Из брюнетки в почти блондинку....много фотоИз брюнетки в почти блондинку....Много Фото Консилиум: советы и вопросы о косметике Дело было так… сидела на работе декабрь 2009, и тут решила поменять образ свой полностью (тогда я еще не знала, что с ним я выйду замуж и рожу ребенка).
Частое мочеиспускание у женщин ночьюЧастое мочеиспускание у женщин ночью Частое мочеиспускание у женщин ночью, при котором отмечено устойчивое преобладание над дневным мочеиспусканием, скорее свидетельствует о нарушении кровоснабжения почек, почечной патологии (нефроангиосклероз, гломерулонефрит), печеночной недостаточности, сердечно-сосудистых заболеваниях.
Маточное молочко польза11.10.2012 Чем полезно маточное молочко пчёл? Многие наслышаны о чудодейственной пользе маточного молочко, но не совсем понятно, почему оно имеет такой широкий спектр действия.
Печем вишневый пирог
Нет, наверное, ни одного человека, который не любил бы вишневые пироги. Рецептов приготовления таких пирогов достаточно много.
Геморрой у женщин
Геморрой у женщин — причины возникновения и лечение Вопрос о том, бывает ли у женщин геморрой, имеет конкретный однозначный ответ.
Змеиные укусы
Укус змеи Хотя большинство змей относится к числу не ядовитых, змеиные укусы почти всегда болезненны и могут вызвать инфекцию.
Лечение натоптышей сухие мозоли
Скоро наступит лето - и люди наденут открытую обувь. Но в порядке ли стопы? Косметический уход за стопами - дело каждого и вопрос гигиены.
Частое мочеиспускание у женщин ночью
Частое мочеиспускание у женщин ночью Частое мочеиспускание у женщин ночью, при котором отмечено устойчивое преобладание над дневным мочеиспусканием, скорее свидетельствует о нарушении кровоснабжения почек, почечной патологии (нефроангиосклероз, гломерулонефрит), печеночной недостаточности, сердечно-сосудистых заболеваниях.
Выбрать
Как выбрать роддом Я рожала в Санкт-Петербурге, поэтому у меня был выбор из нескольких роддомов. Если у вас тоже есть такой выбор, то не полагайтесь на удачу и не едьте в тот роддом, который ближе к дому.
Убей книгу!
По просьбе сумки-кролика делаю перепост постеца в своей жжшечке. Вот уже год прошел, как мы с Мишей, Ваней, Машей Молоко и Тошей заглянули в клуб А2, где я случайно нашел книжку "Домашние водные роды" .
Маточное молочко польза
11.10.2012 Чем полезно маточное молочко пчёл? Многие наслышаны о чудодейственной пользе маточного молочко, но не совсем понятно, почему оно имеет такой широкий спектр действия.
Угарный газ
Угарный газ Что способствует накоплению угарного газа в окружающей среде? Угарный газ (СО) — один из наиболее распространенных отравляющих газов в Природе, загрязняющих окружающую среду в современном мире с интенсивным использованием энергии.


© 2009-2013 Все права защищены
Ника всегда найдет ответ на ваш вопрос!
При копировании материалов активная прямая гиперссылка на главную страницу веб-сайта http://nika-s.kiev.ua/ обязательна.