Главная Связаться с администрацией
Логин:  
Пароль:
Беременность Рожаем После родов Карьерный рост Забота о здоровье Есть вопрос?
Самые новые статьи
Наши разделы

Шизофрения и детский аутизм

Шизофрения и детский аутизм Доля детского аутизма среди нервно-психических расстройств детского возраста невелика (Введение в проблему аутизма у детей). Точная оценка ее затруднена наличием значительного числа больных с аутистическим поведением иного происхождения. Сравнивая ранее приведенные данные эпидемиологических исследований, можно видеть, что синдром Каннера составляет от 25 до 87,5 % аутистических синдромов раннего возраста, а так называемых ранних детских психозов-12-45%. Распространенность же ограничений коммуникативности с выявлением тех или иных сходных с симптоматикой синдрома Каннера или шизофрении нарушений значительно шире во всех возрастных группах. Это определяет необходимость клинической и этиологической дифференциации так называемой аутистической симптоматики применительно к каждому отдельному больному; без такой дифференциации невозможно построить обоснованную и эффективную систему терапии и реадаптации.

Важность дифференциального диагноза определяется и тем, что больные с аутистическими проявлениями в клинической практике обоснованно рассматриваются как составляющие группу повышенного риска развития шизофрении. Вне дифференциальной диагностики возникают две крайние и, по нашему мнению, необоснованные тенденции: либо диагностики шизофрении в большинстве случаев, либо избегания ее диагностики и отнесения к группе непроцессуальных с более благоприятным прогнозом.

Тот факт, что аутистическое поведение представляет собой интегральное расстройство, требует выяснения механизмов его формирования в каждом отдельном случае, ибо нередко нозологические различия проявляются не на формально-феноменологическом, а на структурно-динамическом, этиопатогенетическом уровне. «Чем вызвано впечатление недостаточности контакта и каковы конкретные проявления этой недостаточности?»- таков вопрос, на который отвечает врач при проведении дифференциального диагноза. Сложность последнего определяется еще и тем, что аутистическую симптоматику приходится соотносить по крайней мере с двумя расстройствами - шизофренией и детским аутизмом, дифференциальный диагноз которых сам по себе представляет сложную и окончательно не решенную задачу.

Достаточно широкая вариабельность проявлений и шизофрении с ее процессуальной динамикой в сторону формирования специфического дефекта и детского аутизма с его более или менее выраженной динамикой прогрессирующего развития психики обусловливают трудности дифференциации в конкретном клиническом контексте, что может приводить к ошибочной диагностике.

Дима К., Ю лет. Обращение обусловлено навязчивыми действиями (по-особому трясет и поводит руками), по поводу которых в 6 лет лечился в нервной клинике и выписан с диагнозом: аутистическая психопатия, невроз навязчивых движений.

При обращении сведений о наследственной отягощенности получить не удалось. Родился в перерегистрированном и распавшемся сразу после его рождения браке, когда матери было 34 и отцу -33 года. Отец - физик, спокойный, общительный, уверенный в себе, аккуратный, решительный. Мать - инженер, общительна, динамична, оптимистична, с широким и несколько хаотическим кругом интересов, несколько назойлива в общении. Обследование ее по опроснику Айзенка показало, что она - потенциальный экстраверт, сверхстабильна, очень откровенна. Спустя 4 года она явилась на прием с предложением использовать ее в качестве объекта для изучения телепатии, которой она якобы в совершенстве владеет. В беседе с ней установлен яркий шизофренический психоз с развернутым синдромом Кандинского - Клерамбо, в фабуле которого причудливо сочетались проявления уже теряющего актуальность любовного бреда и разворачивающегося бреда преследования с элементами парафренизации.

Мальчик родился от 2-й беременности (1-я прервана медицинским абортом), протекавшей без осложнений и завершившейся срочными затяжными родами с прекращением сердцебиений плода и обвитием пуповины.

Родился ослабленным, сосал вяло. Трудное вскармливание - до года. С первых дней был криклив и беспокоен, отмечались частые рвоты и срыгивания. На руки не тянулся, а взятый был ригидно жестким, «как металлический»,- сказала мать. В последующей жизни неласков, ласки не требует и не проявляет. В 3 года удалены аденоиды. Наблюдается эндокринологом по поводу гипогенитализма.

Ходить начал в 14 месяцев. Первые слова произнес около 2 лет, фразовая речь - с 3 лет. Походка первое время была напряженной, скованной, иногда - «прыгающей». С началом фразовой речи начал монотонно-навязчиво задавать вопросы типа: «Какие бывают горы? Какая гора самая высокая? Как будет по-немецки - стол, два стола?» и т. п. Сам на вопросы не отвечал до 5 лет. До этого же возраста речь была смазанной, неразборчивой. Иногда, уже умея говорить, без видимых причин подолгу не пользовался речью. Навыки самообслуживания освоил лишь к 7 годам, тогда же начал читать. Игры всегда носили механический характер. Много фантазировал о «человечке-путешественнике». В 3 года помещен в детский сад, где игнорировал детей, был всегда один. В 5-6 лет бесконечно задавал вопросы о смерти: «Не задавит ли трактор девочку?... Не убьет ли монтера током?» С 2-3 лет крутит прядь волос на голове. С 5 лет по-особому поводит плечами, как бы поеживаясь от пробегающего вдоль спины озноба, подолгу бегая или подпрыгивая «рассказывает себе или кошке одно и то же стихотворение». С 6 лет по-особому трясет руками, по поводу чего сказал в 10 лет: «Махать и думать - одно удовольствие, без махалки мне было бы тяжело, обидно». В начале летних каникул все эти явления усиливаются, затем сглаживаются и с новой силой проявляются при возобновлении школьных занятий. Воспитывается матерью и бабушкой, по-своему к ним привязан, но и с ними неласков. В школу пошел в 7 лет без желания. Первые полгода отказывался писать на уроках, затем вдруг начал писать на «отлично» контрольные, ничего не делая на прочих уроках. Ищет и сам находит способы решения уравнений, но успеваемость низкая, так как в школьный режим он не укладывается и инициативы даже при необходимости не проявляет. Так, в классе отсвечивает доска, и он несколько недель решает примеры только с одной ее половины, получает за это низкие отметки, но ничего не говорит учителю о причине. Еще к периоду наблюдения не пишет на уроках: «Неписание - это своего рода навязчивость» - объяснил врачу. Защитить себя не умеет, никогда не жалуется. Вместе с тем, может быть до крайности назойлив и фамильярен. Медлителен, часто опаздывает, равнодушен к своему внешнему виду, но перед сном аккуратно, всегда в одном и том же порядке, развешивает свою одежду. Ручная моторика недостаточна, почерк плохой. Ему нравятся уроки труда: «Мне там дают ошкуривать. Люблю гладкое дерево». Но какой предмет из этого дерева изготавливается, его не интересует. Рассудочен, классифицирует предметы и явления. Отношения со сверстниками не поддерживает, предпочитает одиночество.

Как-то он помочился в кустах около дома, и соседка его поругала. В тот же день видел около дома милиционера, а вечером кто-то постучал в их дверь и спросил адрес, После этого долго боялся милиции, начал замечать милиционеров, где бы ни был, считал, что они имеют к нему какое-то отношение, ночью в страхе просыпался и прислушивался к шумам на лестнице - не за ним ли идет милиционер.

В 12-13 лет в течение длительного периода был расторможен, кружился на месте, смеялся или плакал без видимых причин, бегал взад-вперед, говорил сам с собой, что-то выкрикивал, пел песни, внезапно замыкался, уходил в себя, застывал на месте. На обращенные вопросы не реагировал, к происходящему вокруг был безразличен. Направлен в психоневрологический диспансер с диагнозом шизофрении, который подтвержден при госпитализации.

Соматоневрологически: диспластичен. Гипогенитализм. Сухожильные рефлексы слева ниже, чем справа. Язык отклоняется вправо. Симптом Марилеску Радовичи с обеих сторон. Брюшные рефлексы не вызываются. Пробы Хэда выполняет зеркально, пробы Озерецкого - с грубыми ошибками.

Обследование по ABM-WISC: ВИП соответствует легкой дебильности. На этом же уровне - понимание общественных норм жизни, способность к аналогии и обобщению, определение предметов по их признакам. В пограничной зоне – общая эрудиция. Остальные показатели - по вербальным субтестам в пределах возрастной нормы. НИП - в зоне выраженной дебильности по всем субтестам. Общая оценка интеллекта в связи с выраженной неравномерностью малоинформативна.

ЭЭГ: основной ритм не сформирован. Доминирует низкоамплитудная диз-ритмическая активность. Реакция на свет ослаблена. При гипервентиляции пароксизмальная активность отсутствует.

«Поперечник» состояния при обращении и некоторые особенности развития приближались к выявляемым у больных того же возраста с детским аутизмом. Однако поведение уже в раннем возрасте не укладывалось в рамки детского аутизма. Не было «феномена тождества»; выявлялась «жесткость» при взятии на руки, описываемая как присущая ранней детской шизофрении; отсутствовали эхолалические феномены детского аутизма; сроки вербальной аутоидентификации обычны; зрительный контакт не был изменен; нарушения общения развивались при сохранной коммуникативной функции речи; особенности «навязчивостей» не соответствовали представлениям ни о «ритуалах» при детском аутизме, ни о невротических обсессиях. При анализе динамики выявляются признаки прогредиентности с появлением рудиментов бредовых расстройств, проливающие свет на генез ранее выявлявшихся, но иначе трактовавшихся, признаков. За «навязчивостями» прослеживаются не раскрываемые болезненные переживания, а в последующем «навязчивости» принимают все более выхолощенный, кататоноподобный характер. Облегченное формирование страхов в раннем возрасте позже реализуется в бредовой настроенности. Качество самого аутизма обусловлено диссоциативными феноменами на всех уровнях поведения. Катамнез, исходя из сказанного, свидетельствует не о психотической трансформации, а о прогрессировании рано проявившейся и обладавшей частичным сходством с детским аутизмом психотической, процессуальной симптоматики.

Как видно из приведенного примера, на определенных этапах структура этиологического комплекса может оцениваться ошибочно и не позволяет обосновать диагноз с достаточной надежностью. Вместе с тем, существует ряд этиологических различий, учет которых может быть полезен при дифференциации. При анализе этиологической структуры этиологических различий можно выделить ряд этиологически достаточно однородных групп:

1) шизофрения и шизоидные психопатии;

2) детский аутизм-1-я группа;

3) атонические олигофрении;

4) парааутистические состояния.

2-я группа детского аутизма занимает промежуточное место между основной обследованной группой и атоническими олигофрениями, что вполне совпадает и с клиническими данными.

Статистический анализ выявляет определенную вероятность существования связи патологии беременности и родов с наследственной отягощенностью в группах шизофрении и шизоидных психопатий, подтверждая для некоторого числа больных положение о шизофреническом дизонтогенезе. В остальных группах такая связь отсутствует, исключая на нашем материале вывод об этих состояниях как проявлениях шизофренического дизонтогенеза.

В дальнейшей разработке нуждается вопрос о соотношении шизоидных и аутистических психопатий. Мы имеем в виду не только клинический подход, но и изучение наследственной детерминированности структуры характера. Первым этапом такого изучения может быть сравнительное изучение результатов стандартизованного обследования родителей; вторым - сравнительное изучение результатов обследования родителей и детей по возрастным вариантам одних и тех же стандартизованных методик; третьим - сопоставление данных, полученных на первых двух этапах. Исследования подобного рода требуют разработки специального аппарата. Состояние же вопроса в настоящее время вынуждает считать формулировку диагностических различий между ними преждевременной.

Источник

Похожие статьи на сайте
Маленький камушек в фундаменте мечтыМаленький камушек в фундаменте мечты Собирать камушки у берега – излюбленное занятие детства. Думаю, мало у кого морской отдых обходился без такого увлекательного процесса, причем это с радостью делают как дети, так и взрослые.
Антибиотики: чем их можно заменить?Авг 12 2011 Антибиотики: чем их можно заменить? Современный человек очень зависим от медицинских препаратов. На телевидении то и дело появляется все новая реклама про то, какую таблетку надо выпить, чтобы победить болезнь.
Пирацетам, капсулы 400мгПИРАЦЕТАМ, капсулы 400мг Международное непатентованное название Пирацетам. Piracetam. Синонимы Луцетам, Мемотропил, Ноотропил Фармакотерапевтическая группа Ноотропное средство.
Печем вишневый пирог
Нет, наверное, ни одного человека, который не любил бы вишневые пироги. Рецептов приготовления таких пирогов достаточно много.
Геморрой у женщин
Геморрой у женщин — причины возникновения и лечение Вопрос о том, бывает ли у женщин геморрой, имеет конкретный однозначный ответ.
Змеиные укусы
Укус змеи Хотя большинство змей относится к числу не ядовитых, змеиные укусы почти всегда болезненны и могут вызвать инфекцию.
Молочные смеси с пребиотиками и нуклеотидами
Молочные смеси с пребиотиками и нуклеотидами Детские молочные смеси с пребиотиками и нуклеотидами прекрасно подходят для питания малышей с самого рождения, и разработаны специально для тех случаев, когда мама по каким-либо причинам не может продолжать грудное вскармливание: кому-то не дает это сделать здоровье, кому-то – обстоятельства.
Маленький камушек в фундаменте мечты
Маленький камушек в фундаменте мечты Собирать камушки у берега – излюбленное занятие детства. Думаю, мало у кого морской отдых обходился без такого увлекательного процесса, причем это с радостью делают как дети, так и взрослые.
Беременность и цитомегаловирусная инфекция
Здоровый образ жизни Пожилым людям рекомендуется принимать качественные витаминно-минеральные комплексы. В старости нередко наблюдается дефицит витаминов группы В, витаминов А и С, фолиевой кислоты, магния, кальция, железа, цинка, хрома и иных микроэлементов.
Мягкой посадки
Мобильные мамы не представляют своей жизни без машины. Поездки в поликлинику, в гости, в детский клуб, на дачу, чуть позже в детский сад и кружки-секции Словом, жизнь ребенка практически с рождения проходит на колесах.
Синэстрол амп. 2% 1 мл №10
СИНЭСТРОЛ АМП. 2% 1 МЛ №10 Производитель: ДАЛЬХИМФАРМ Форма выпуска: раствор 2% 1 мл №10 Наличие: 74 шт. 525 руб В корзину Показания: Гипофункция яичников (аменорея, гипоменорея, олигоменорея, дисменорея), бесплодие, вагинит (у девочек и в старческом возрасте), гипоплазия половых органов, половой инфантилизм, вторичная эстрогенная недостаточность, посткастрационные и климактерические расстройства, слабость родовой деятельности, переношенная беременность, вирильный гипертрихоз у женщин; необходимость подавления лактации.
Все о дерматитах у детей и их лечении
Спрашивает пациент : Здравствуйте! Моей дочке чуть больше месяца. Сначала появился один белый прыщик на ступне у ребенка, а еще белые прыщики на подбородке.


© 2009-2013 Все права защищены
Ника всегда найдет ответ на ваш вопрос!
При копировании материалов активная прямая гиперссылка на главную страницу веб-сайта http://nika-s.kiev.ua/ обязательна.