Главная Связаться с администрацией
Логин:  
Пароль:
Беременность Рожаем После родов Карьерный рост Забота о здоровье Есть вопрос?
Самые новые статьи
Наши разделы

Свет в конце тупика

Дом ребенка - детский дом - психоневрологический интернат - кладбище… Такова обычная биография человека с задержкой физического или умственного развития в России. До сих пор некоторые специалисты считают, что интегрировать тяжелых инвалидов в общество невозможно. Потому их лучше не развивать вовсе: чем меньше они чувствуют и понимают, тем меньше страдают. Хотя во всем цивилизованном мире уже давно придерживаются другой точки зрения. В поисках решения этой чрезвычайно тяжелой социальной проблемы корреспонденты «НС» поехали в один из лучших московских интернатов для умственно отсталых детей - № 8.

Первое посещение «специального» интерната - всегда шок. Одни дети плохо двигаются или совсем не ходят. У других совсем не развит интеллект, третьи, помимо всего прочего, и выглядят пугающе из-за хромосомных и генетических нарушений. Но посторонние этих детей и не видят: почти вся жизнь тяжелых инвалидов проходит в спецучреждениях.

В ДДИ № 8 - более 150 ребят, около трети - лежачие. Во всех группах работают психологи, логопеды, коррекционные педагоги. Благодаря им кто-то из детей научился стоять вертикально хотя бы в течение нескольких минут, а кто-то передвигаться самостоятельно - все зависит от диагноза.

«Наша главная задача - это развить у детей речь, чтобы они могли хоть что-то говорить и понимать, - объясняет директор ДДИ № 8 Светлана ТЕРЕШИНА. - Для тех, кто “потянет”, мы в этом году впервые набрали группы нулевого и первого класса: учимся читать, писать, пользоваться общественным транспортом, звонить по телефону, что-то покупать в магазине. В других интернатах, где дети попроще, после выпуска многие из них смогут работать уборщиками, кассирами, официантами, дворниками. Но у нас дети тяжелые, из них вряд ли кто-то сможет жить самостоятельно».

Не сразу решаюсь посмотреть детям в глаза, но потом выясняется, что ничего страшного в их взгляде нет, наоборот, глаза у них удивительно живые и по-детски выразительные. Мальчик лет двенадцати подбегает ближе, протягивает руку: «Меня зовут Костя!» На самом деле Косте восемнадцать, он почти взрослый, но по физическому и умственному развитию - как ребенок. Костя – сирота, и забирать из ДДИ его некому. Значит, его скоро, как и всех отказников, достигших совершеннолетия, отвезут в психоневрологический интернат для взрослых. При нем стараются об этом не говорить. Все понимают, что с переходом в ПНИ Костя потеряет все связи, привязанности, которыми успел обзавестись за десять лет жизни здесь, он окажется абсолютно один. Скорее всего, развивать его там никто не будет, и если не случится регресса - уже хорошо.

Логопед работает с 14-летним Никитой; развитие речи – очень важный этап социализации человека.Логопед работает с 14-летним Никитой; развитие речи – очень важный этап социализации человека. Чтобы было понятно, насколько остро стоит проблема, нужно сообщить, что дети с задержкой умственного и физического развития составляют примерно 75% от всех детей-инвалидов - это несколько миллионов человек! Целый город, о котором здоровая часть общества старается ничего не знать, не сумев предложить им ничего, помимо скорбного существования в ПНИ!

Вместо ПНИ должны быть специальные дома со службой поддержки, считает Светлана Терешина, чтобы человек самостоятельно жил в квартире, а на первом этаже дома находились бы все необходимые ему службы, от медицинской до магазина. Тогда, собираясь за покупками, он мог бы просто спуститься в специально оборудованный для него магазин, созданный с учетом его возможностей, где его знают, ждут. Там же могла бы разместиться и служба быта. В таком доме инвалиды могли бы жить как нормальные люди, не оставаясь при этом один на один со своими проблемами.

Переход от сослагательного наклонения к побудительному уже начался. С ДДИ № 8 сотрудничает благотворительный фонд «Димас дрим», разрабатывающий, среди прочего, проект специализированного интерната семейного типа с корпусами-коттеджами на десять человек каждый, несменным персоналом, лечебно-профилактическим комплексом и т. п.

Справа – Кирилл (15 лет) занят простейшим развивающим конструкторомСправа – Кирилл (15 лет) занят простейшим развивающим конструктором Инициативная группа другого московского ДДИ - № 15 - сама разработала проект социальной деревни, где выпускники интерната будут жить рядом с персоналом, но в отдельных коттеджах, по возможности самостоятельно, без чего невозможна никакая реабилитация. А главное, там будут созданы возможности для работы. Директор этого ДДИ Марина Назаренко надеется, что московский департамент соцзащиты в обозримом будущем приступит к реализации проекта на загородной базе интерната.


Не все пути ведут на кладбище

Из уже действующих проектов устройства брошенных детей-инвалидов можно также упомянуть дом выпускников «Артель», созданный в 2006 году псковской благотворительной организацией «Росток» в поселке. Бельское Устье (Псковская область.). Туда принимают ребят, покидающих местный ДДИ, если они этого сами захотят - и если хватит мест. Пока в «Артели» живут под присмотром воспитателя и трудятся в различных мастерских (столярная, гончарная и т. п.), ведут подсобное хозяйство четыре подростка. Для дома выпускников четыре человека - это предел, но кое-кто уже перебрался в патронатные семьи. Контактная информация: ПРОБО «Росток», 182620 Псковская обл., г. Порхов, пер. Западный, д. 6, тел. в Порхове: (811-34) 232-50, в Москве: 8-916-215-9707

Урок музыки у малышейУрок музыки у малышей Для «семейных» детей с ментальными проблемами может подойти особая деревня «Светлана». Она появилась в Ленинградской области в 1994 году как часть известного во многих странах Кэмпхиллского движения, возникшего в 1940-м в поместье Кэмпхилл в Шотландии, где поселился бежавший от фашистов австрийский врач Карл Кениг. Именно там он основал первое лечебно-педагогическое поселение, идеей которого стало совместное проживание людей с различными умственными и физическими возможностями. В последующие годы стараниями Кенига и его учеников такие деревни появились в разных странах мира. Несмотря на то что Кениг был антропософом и привнес в созданное им движение многое из учения Штайнера (особое внимание к экологическому земледелию, некоторые молитвы своими словами и т. п.), к антропософии там никого не склоняют, и в «Светлане» живут как атеисты, так и несколько православных семей, в деревню приезжает священник из местной церкви. В «Светлане» всего 18 мест, и все на сегодня заняты. Через два года планируется незначительно увеличить их число. Связаться с руководством Кэмпхилла и узнать о возможности переезда (на время или навсегда) можно по телефонам: 8-921-982-13-35 (моб.); (8) 813-633-8760 (стационарный, не всегда работает), e-mail: dsvet1@yandex.ru , сайт: www.camphillsvetlana.org . Почтовый адрес: 187439 Россия, Ленинградская обл., Волховский р-н, дер. Алексино, Camphill, Светлана.

Взгляд изнутри: «Перемен!»

Марина НАЗАРЕНКО, директор московского 15-го коррекционного детского дома-интерната:

Главное для развития инвалидов детства – любовь и внимание взрослых. Очевидно, что гораздо лучше с реабилитацией таких детей справились бы в семьях. По наблюдениям Светланы Терешиной, многие мамы отказываются от детей-инвалидов в первое время после родов под влиянием врачей. Часто, когда шок проходит, они начинают навещать их в интернате, ухаживать за ними, а некоторые даже стараются восстановиться в родительских правах – но это куда сложнее, чем отказаться, надо собрать массу документов и т.п. Главное для развития инвалидов детства – любовь и внимание взрослых. Очевидно, что гораздо лучше с реабилитацией таких детей справились бы в семьях. По наблюдениям Светланы Терешиной, многие мамы отказываются от детей-инвалидов в первое время после родов под влиянием врачей. Часто, когда шок проходит, они начинают навещать их в интернате, ухаживать за ними, а некоторые даже стараются восстановиться в родительских правах – но это куда сложнее, чем отказаться, надо собрать массу документов и т.п. - За последние годы в России, особенно в Москве, сделано очень многое для улучшения жизни детей-инвалидов. Есть школы, центры, есть пятидневка во многих ДДИ, когда по будням с ребенком занимаются специалисты в интернате, а на выходные он возвращается домой. Но если сравнивать все это с уровнем социального обслуживания в западных странах, становится ясно, что нам необходимо разработать новую стратегию государственной политики в интересах детей-инвалидов. Особенно это важно в отношении умственно отсталых детей: от большинства из них родители отказались.

Содержание одного ребенка в месяц в российском учреждении обходится в 60-75 тысяч рублей (с учетом расходов на содержание зданий, зарплаты сотрудников, медицинское обслуживание, образование и т. п.), но результат от этих вложений не лучший. Многие сотрудники детских домов, нередко сами родители больных детей, да и общество в целом не понимают, зачем нужно развивать детей с такими недугами.

В положении о детдомах прямо указано, что они должны осуществлять «надзор» - как будто это тюрьма! Этот посыл отражается даже в архитектуре и планировке помещений: в детских домах длинные коридоры, как правило, большие палаты, медицинские посты… Это совершенно не соответствует рекомендациям лечебной педагогики. Жизнь в больших коллективах, отсутствие возможности изолироваться наносит колоссальный вред психике детей. Фактически дети не знают, что такое домашняя жизнь.

У них нет никаких навыков самостоятельности, их круглосуточно обслуживают: убирают, стирают, готовят и т. д. Больной ребенок попадает в полную зависимость от личных качеств сотрудников ДДИ, а персонал постоянно меняется. В результате ребенок не понимает, чей он, вынужден «работать локтями», чтобы оказаться в любимчиках. Проблемой является и качество питания. На Западе многие из этих проблем давно решены: так, например, детей с проблемой глотания в Голландии кормят через гастростому - трубочку, выходящую из желудка, ее один раз ставят, а менять потом может любая медсестра. А наши дети годами испытывают страдания от ежедневного многократного введения зонда в носоглотку. Пища для «зондовых» больных в России изготавливается вручную на пищеблоках путем перетирания и многократного кипячения. Их рацион питания беден, несбалансирован, в нем катастрофически не хватает витаминов. А в Нидерландах больные с нарушенным рефлексом глотания живут до 70-80 лет!

В интернате, даже таком хорошем, как восьмой, за всем не уследишь, всех не обеспечишь; вот и сидят пятилетние детки в колясках для более старшего возраста: колясок для малышей не всем хватает…В интернате, даже таком хорошем, как восьмой, за всем не уследишь, всех не обеспечишь; вот и сидят пятилетние детки в колясках для более старшего возраста: колясок для малышей не всем хватает… Голландцы вообще не могли понять, почему нас у них все так удивляет. Там давно перешли к интернатам домашнего типа, проживающих там инвалидов активно вовлекают в культурную и трудовую жизнь, они работают в специализированных кафе, мастерских и т. п., приносят реальную пользу обществу и очень гордятся этим. Во многом это связано с тем, что в этих учреждениях больной является не пациентом, а клиентом. Интернат предлагает ему свои услуги (в случае когда сам больной недееспособен, выбор делают его представители) и должен отвечать ожиданиям клиента. Поэтому, например, во всех подобных учреждениях в Голландии действуют советы проживающих и их представителей с широкими полномочиями, вплоть до смещения или назначения директора интерната.

Гораздо тщательнее там подходят к организации среды проживания: во время стажировки в Нидерландах я обратила внимание, что в некоторых интернатах есть специальные длинные аллеи, которые позволяют смотреть вдаль - это оказывает терапевтическое воздействие. Но самое главное - инвалиды, в т. ч. ментальные, сегодня интегрированы в западное общество, от них никто не шарахается. Увы, это несравнимо с положением у нас.

Формирование нового сознания продлится десятилетия. Поэтому в России важно определить этапы реформирования системы на ближайшие годы. Прежде всего, необходимо провозгласить новые, демократические принципы, признать главной ценностью свободу личности, равенство психиатра и клиента, считать основной задачей учреждений для умственно отсталых детей не надзор за ними, а создание атмосферы любви, понимания, благоприятных условий жизни и развития.

Западный опыт по созданию советов проживающих очень важен, но в нашей стране реализовать его сложно: у нас 80 процентов недееспособных детей - сироты, и представлять их интересы кроме самой администрации интернатов некому. Поэтому в состав советов нужно включать представителей территориального органа опеки, Церкви, общественных организаций, добровольцев.

Пора уходить от существующей системы крупных детских домов, где дети и живут, и учатся, и лечатся, и отдыхают, и начать создавать сеть небольших разноплановых учреждений районного уровня. Необходимо ликвидировать дефицит специалистов и, конечно, переобучать их. Ведь официальные государственные программы обучения умственно отсталых детей устарели: например, официальная «советская» дефектология не занимается детьми с диагнозом «идиотия», тогда как современная лечебная педагогика считает возможным развивать каждого ребенка.

И конечно, необходимы кардинальные меры по профилактике отказов от родительских прав и поощрению усыновления: хотя бы половину средств, выделяемых на содержание детей в учреждениях, перенаправить в семьи, готовые взять на себя заботу о больных детях, а оставшуюся половину - на содержание учреждений, оказывающих реабилитационные услуги. В короткие сроки надо предоставлять дополнительную жилплощадь на усыновленного ребенка и развить сеть мелких учреждений дневного пребывания, специальных школ поблизости от места проживания, таким образом предоставив родителям все возможности для развития ребенка.


Источник

Похожие статьи на сайте
В англии родился ребенок без кожи. фотоМесячный Броди Кертис из Чарльзтауна страдает от редкой формы буллезного эпидермолиза. На большей части его тела нет кожи, а та кожа, что имеется, очень тонкая и может легко лопнуть, пишет Meddaily.
Смешанное кормление грудничкаГрудное вскармливание, бесспорно, лучшая диета для младенца. Но как быть, если молока не хватает? Как сохранить эту связь и благотворное воздействие грудного кормления.
Все о маникюре и уходе за ногтями от и до.Здравствуйте!Решила создать эту тему.После того,как каждый урок будет приходить мне на электронку, я буду дословно и с картиночками выкладывать его здесь.
Печем вишневый пирог
Нет, наверное, ни одного человека, который не любил бы вишневые пироги. Рецептов приготовления таких пирогов достаточно много.
Геморрой у женщин
Геморрой у женщин — причины возникновения и лечение Вопрос о том, бывает ли у женщин геморрой, имеет конкретный однозначный ответ.
Змеиные укусы
Укус змеи Хотя большинство змей относится к числу не ядовитых, змеиные укусы почти всегда болезненны и могут вызвать инфекцию.
Биодобавки для людей от тяньши
биодобавки для людей от тяньши биодобавки для людей от тяньши, здоровый образ жизни плакат скачать, болезни органов дыхания таких как гриб рак лёгких скарлатина туберкулёз и болезнь осуд-шляттера, болезни уха отит На нашем портале мы будем рады рассказать вам о болезнь чума санкт петербург,биодобавки с хромом,биопарокс цена в г белгород.
Рать одежду по типу фигуры
Мы, женщины, отличаемся друг от друга не только цветов волос, глаз, ростом, характером, но также и типами фигуры. С каждой бывало, приходишь в магазин и видишь на манекене отличное платьице.
Какие гинекологические заболевания излечивает китайская медицина?
Центр традиционной китайской медицины «Горизонт» постоянно принимает большое количество пациентов с гинекологическими заболеваниями, но многие из них не знают природы их появления.
Рецепты народной медицины при гемморое, запоре и поносе
Простуда при беременности Как правильно лечить простуду у будущих мам? И можно ли от нее уберечься? Советует врач общей практики московской поликлиники № 2 Елена Андреевна Сдаем анализы От правильной подготовки к сдаче анализов зависят их достоверность и выводы врачей.
Мой агрессивный ребенок. как ему помочь?
Мой агрессивный ребенок. Как ему помочь? Нередко родители допускают ошибки в отношении к «плохому» поведению своих детей – одни полностью игнорируют агрессивное поведение, считая, что с возрастом «оно само пройдет», другие же, наоборот, применяют неоправданно строгие наказания.
Свет в конце тупика
Дом ребенка - детский дом - психоневрологический интернат - кладбище… Такова обычная биография человека с задержкой физического или умственного развития в России.


© 2009-2013 Все права защищены
Ника всегда найдет ответ на ваш вопрос!
При копировании материалов активная прямая гиперссылка на главную страницу веб-сайта http://nika-s.kiev.ua/ обязательна.