Главная Связаться с администрацией
Логин:  
Пароль:
Беременность Рожаем После родов Карьерный рост Забота о здоровье Есть вопрос?
Самые новые статьи
Наши разделы

«вирус» иконоборчества

Почти все громкие церковно-общественные конфликты, появляющиеся в последнее время в СМИ – результат случайного «выстреливания» какой-то темы под влиянием иррациональных обстоятельств. Абсурдные черты, которые порой принимает диалог православной общественности и ее оппонентов, — один из симптомов инфекции, вызванной медиавирусом или мемом.

Мем – это единица культурной информации, циркулирующая в информационном пространстве и «заражающая» его обитателей как вирус. Иногда мем представляет собой правдивую новость, но чаще – искаженную, а бывает, что и домысел, провокационное сообщение. Зарождаясь, как правило, в Интернете, мемы способны вызывать информационные эпидемии и даже пандемии, «заражая» страницы печатных СМИ, радио и телеэфир.

Классическим примером мема стало сообщение о готовящемся перенесении иконы «Троицы» Андрея Рублева из Третьяковской галереи (ГТГ) в Троице-Сергиеву Лавру на праздник Пятидесятницы в 2009 году. Вернее, не само сообщение, а форма, в которое его облек в своем блоге старший сотрудник Отдела древнерусского искусства ГТГ Левон Нерсесян (_corso_), который написал, что «выходит на тропу войны», против «каприза Патриарха», из-за которого может погибнуть произведение искусства.

В реальности суть происходящего сводится к тому, что идет переговорный процесс между Министерством культуры, ГТГ и Московской Патриархией о возможности перенесения святыни в Лавру, на ее историческое место, на три дня с помощью специального оборудования. Искусствоведы рассматривают этот вопрос, представители Церкви ждут их вердикта — насколько безопасным для иконы будет такое путешествие. И все.

Однако, с легкой руки господина Нерсесяна, был запущен мем: «церковные мракобесы хотят подвергнуть опасности национальное достояние». Только к исходному постингу в блоге Нерсесняна оставлено более 3 тысяч комментариев, обсуждение переносится в журналы других блогеров, становится главной темой блогосферы по версии «Яндекса». И вот уже в новостях всех телеканалов проходят сюжеты на эту тему, в газетах появляются статьи, эксперты с обеих сторон дают бесконечные комментарии разной степени убедительности. Главный тезис: «Троица» в плохом состоянии, она не выдержит ни перевозки, ни пребывания в храме.

Но на самом деле речь вовсе не об иконе. Или, во всяком случае, не только об иконе. Левон Нерсесян – раскольник, член РПАЦ («юрисдикция» так называемого «митрополита» Валентина Русанцова), симпатизирует и другим псевдоправославным сектам, разнообразным «истинным катакомбникам» (упоминает основателя одной из таких групп — «священника» Якова Кротова), его блог пестрит оскорблениями в адрес Патриарха, архиереев и Церкви. «Троица» послужила всего лишь подходящим поводом, чтобы начать громкую антицерковную кампанию в СМИ. Как известно, в медийном пространстве РПАЦ занимает куда больше места, чем в реальной религиозной жизни России. Самим своим существованием эта организация во многом обязана пиарщикам и журналистам, один из которых – редактор портала «Кредо.ру» Александр Солдатов, автор концепта так называемого «альтернативного Православия». Члены этой «церкви» активно вербуют новых адептов среди блогеров, блогосфера — основное направление их миссии, неудивительно, что пост Нерсесяна был так быстро растиражирован.

По высказываниям в Интернете о ситуации с «Троицей» можно составлять каталог антицерковных фобий и стереотипов. В моем рейтинге на первом месте стоит реплика директора одного из главных музеев России (не буду приводить фамилию, так как слышала в пересказе) в эфире федерального телеканала: «У нас многоконфессиональная страна, если отдать «Троицу» православной Церкви, то ее не смогут увидеть мусульмане». Мусульмане! «Троицу»! Учитывая, что в исламе поклонение Триединому Богу считается язычеством.

В блогосфере множатся иконоборческие аргументы разной степени невежественности: «это произведение искусства, не икона. Иконой её считают церковники», «молящиеся целуют не конкретную икону, а передают изображенным на иконе сущностям свою веру», «вы превращаете икону в идола, артефакт, говоря об иконе как о чем-то живом и мистическом. Такое отношение к материальному предмету глубоко антихристианское». На самом деле это очередной пример столкновения религиозного мировоззрения и воинствующего секуляризма.

Можно предположить, что если бы руководству Третьяковки предложили перевезти «Троицу» на выставку в крупный зарубежный музей, как возили в 2005 году в Нью-Йорк на выставку «Россия!» икону Божией Матери «Владимирская» кисти Дионисия (XV век) и икону «Спас Эммануил» (XII век!), а Церковь высказала бы сомнения в целесообразности столь длительного и дальнего путешествия, используя те же аргументы, что сейчас г-н Нерсесян («доски разъезжаются, красочный слой тонок»), информационная кампания началась бы с той же силой и те же люди, что сегодня так пекутся о сохранности «национального достояния», громко кричали бы, что «наконец что-то русское понадобилось мировой общественности, нас заметили, а церковники опять все портят!».

Еще очень интересно, когда большинство «защитников» иконы Рублева, которую необходимо во что бы то ни стало «сберечь для потомков», в последний раз вспоминали о ее существовании и вообще были в Третьяковской галерее?

В залах иконописи обычно мало народу. Экспозиция Третьяковки построена по вполне дарвинистскому принципу, согласно которому искусство эволюционировало от примитивного к высоким образцам. От иконописи посетитель следует к парсуне, далее – к реалистической живописи. Большинство же приходит в Третьяковку ради Врубеля и Малевича. Иконопись остается для людей, не имеющих молитвенного опыта, непонятной. С точки же зрения православной теории иконичности, такая логика построения экспозиции — прекрасная иллюстрации деградации образов, их отдаления от первообразов.

В залы древнерусского искусства приходят в основном верующие люди. Священник Владимир Вигилянский – один из главных комментаторов в СМИ по теме «Троицы» — нашел очень удачную метафору: иконы в музеях находятся «как в тюрьме». И верующие приходят их навещать. Каждый раз, когда я бываю в Третьяковке, я вижу перед «Троицей» молящихся – кого-то на коленях, кого-то просто крестящегося – украдкой, под косые взгляды японских туристов, спешащих к Айвазовскому.

Одно из самых ярких высказываний в дискуссии вокруг «Троицы» принадлежит художнику Гору Чахалу, испытавшему недавно на себе действие подобного антиклерикального мема в связи с тем, что спросил благословения Патриархии на свою выставку в галерее современного искусства «Винзавод»: «Мне вообще кажется, музеи должны изменить форму существования. Колониальная идея складирования культурных ценностей давно себя исчерпала. Я бы вернул все предметы действующих культур обратно этим культурам. Пусть они сами заботятся о своих предметах. Музеи могли бы тогда хранить только предметы ушедших, мёртвых культур. Тех предметов, о которых уже некому заботиться. А по поводу разрушений культурных предметов, всё же выскажу кощунственную с точки зрения музеефикаторов мысль, что не люди для икон, а иконы для людей. Нет в этом мире ничего вечного. Всё рано или поздно разрушается. Так что лучше пусть (при максимальных усилиях к сохранности предмета) предмет культуры живёт в живой культуре и выполняет своё функциональное назначение, чем разрушается в кунсткамере».

В качестве постскриптума придется добавить, что Церкви и обществу вновь навязывают бессмысленную неконструктивную дискуссию: не успев остыть после обсуждения «Троицы», зараженная антицерковным мемом публика активно обсуждает в блогах перспективу создания православных добровольных дружин, которую озвучил недавно протоиерей Всеволод Чаплин…


Источник

Похожие статьи на сайте
Подушка из гречневой шелухиПодушка из гречневой шелухи Гречневая шелуха имеет ортопедические свойства. Гречневая лузга является традиционным наполнителем для подушек в Японии.
Аднексит хронический: лечение, симптомыАднексит хронический: лечение, симптомы Хронический аднексит. Данный диагноз ежедневно ставится огромному количеству женщин, не зависимо от их возраста.
Сухость во рту при беременностиНаряду с неприятным привкусом во рту и плохим запахом из ротовой полости, некоторых будущих мам серьезно беспокоит состояние сухости во рту при беременности, в медицинской терминологии - ксеростомия.
Печем вишневый пирог
Нет, наверное, ни одного человека, который не любил бы вишневые пироги. Рецептов приготовления таких пирогов достаточно много.
Геморрой у женщин
Геморрой у женщин — причины возникновения и лечение Вопрос о том, бывает ли у женщин геморрой, имеет конкретный однозначный ответ.
Змеиные укусы
Укус змеи Хотя большинство змей относится к числу не ядовитых, змеиные укусы почти всегда болезненны и могут вызвать инфекцию.
Развивающие центры, секции, кружки
Сосновоборские развивающие центры, частные детские сады для детей, уроки иностранных языков для детей и взрослых... Центр семейного доверительного воспитания "Топтыжка", "Веснушки", прием детей от 1,5 лет.
Адреса и телефоны
Магазин одежды для кормления грудью: Иркутск, ул. Литвинова, 2, т. 658-089, маг. “Mama Fashion” (на пересечении с ул. К.
Прогноз последствий асфиксии у новорожденных
Прогноз последствий асфиксии у новорожденных В этой ситуации применяется так называемый: Мониторинг функции мозга (CFM).
Сухость во рту при беременности
Наряду с неприятным привкусом во рту и плохим запахом из ротовой полости, некоторых будущих мам серьезно беспокоит состояние сухости во рту при беременности, в медицинской терминологии - ксеростомия.
Перелом позвонка
Перелом позвоночника — серьезное и ответственное испытание Опубликовал Октябрь 26th, 2009 | Автор Мария Перелом позвоночника — серьезное и ответственное испытание Перелом позвоночника — один из самых тяжелых видов травм.
Причины маловодия
Маловодие наблюдается гораздо реже излишнего объема околоплодной жидкости. Маловодие при беременности свидетельствует о том, что беременность протекает с какими-либо патологиями, грозящими плоду, мешающими его нормальному развитию.


© 2009-2013 Все права защищены
Ника всегда найдет ответ на ваш вопрос!
При копировании материалов активная прямая гиперссылка на главную страницу веб-сайта http://nika-s.kiev.ua/ обязательна.