Главная Связаться с администрацией
Логин:  
Пароль:
Беременность Рожаем После родов Карьерный рост Забота о здоровье Есть вопрос?
Самые новые статьи
Наши разделы

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

С каждым годом происходят изменения в развитии детей. Каждый возраст определяет развитие познавательных процессов. Многие ученые полагают, что очень важно обращать внимание на особенности развития познавательных процессов особенно на начальном этапе обучения. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Психологами был доказан тот факт, что младший школьник может освоить более сложный материал, если учитель сумеет найти способ его преподнесения.

Это говорит о том, что у младшего школьника имеется большой потенциал к развитию познавательных процессов. Каковы же исходные характеристики познавательных процессов?

Младший школьный возраст соотносят с моментом поступления в школу. И к этому времени, как правило, ребенок готов к систематическому обучению в школе. Его психологическое и физическое развитие достигло определённого уровня, который позволяет обучатся ребенку в школе. Рассмотрим особенности познавательных процессов младшего школьника.

Одним из важных познавательных процессов является восприятие. По мнению Дубровиной восприятие является основой познавательной деятельности, поэтому нормальное умственное развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие. К моменту поступления в школу у ребенка начинает формироваться сенсорное развитие. Сенсорное развитие подразумевает совершенствование ощущений, восприятий и наглядных представлений, а именно повышается острота зрения, точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, усваиваются сенсорные эталоны, и происходит овладение перцептивными действиями. А так как в младшем школьном возрасте продолжает формироваться сенсорное развитие, поэтому именно оно является основой для дальнейшего формирования восприятия.

Характерной чертой восприятия является сложность в дифференцировании воспринимаемой информации. Младшие школьники допускают ошибки при восприятии сходных по тем или иным качествам объектов. Часто они делают ошибки при восприятии букв «ш» и «щ» родного языка, путая их в написании. В английской речи многие заменяют произнесение и написание звука [b] на звук [d], и наоборот; буквы m, n, p путают с буквами м, н, р родного языка. Одной из особенностей восприятия является зеркальное отражение воспринимаемого материала. Так в написании букв английского алфавита происходит замена t на f . Кроме того, восприятие тесно связано с практической деятельностью ученика. Младший школьник воспринимает предмет хорошо, когда он производит какие-либо действия с ним. Следовательно, следует учитывать эту особенность восприятия при введении нового материала.

Восприятие может выступать в начале обучения как непроизвольное. Младшие школьники замечают в предметах яркий, но не обязательно главный признак. И это обязательно следует учитывать при использовании наглядности, которая помогает приведении нового лексического материала.

При обучении следует четко направлять сознание детей на восприятие той стороны материала, которую учитель считает для себя главной. Как правило, к концу младшего школьного возраста появляется восприятие с опорой на интеллект. Благодаря обучению восприятие становиться более глубоким и анализирующим.

Не менее важную роль в развитии познавательных процессов играет память. Она, как и все другие познавательные процессы, претерпевает изменения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию, особенно на первых порах обучения, без смысловых связей внутри запоминаемого материала. С течением времени особенности памяти ребёнка начинают меняться. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Опора на мышление, использование различных способов и средств запоминания превращают память младшего школьника в истинную психическую функцию, осознанную, опосредованную, произвольную. На протяжении всего младшего школьного возраста возрастает роль произвольной памяти. Показателем произвольности служат приёмы запоминания. Сначала основным приемом является многократное прочитывание, а затем уже чередуется прочитывание с воспроизведением заучиваемого материала.Отсюда вытекает одна из основных задач процесса обучения – овладение школьниками приемами запоминания и самоконтроля при запоминании под руководством учителя. Память совершенствуется в ходе учебного процесса.

Характерными особенностями памяти младшего школьника в начале обучения является то, что младшие школьники лучше запоминают наглядный материал, и запоминание слов обозначающих предметы происходит лучше, чем слов обозначающих абстрактные понятия. Всё это следует учитывать при организации учебного процесса.

Возрастная особенность внимания младшего школьника это сравнительная слабость произвольного внимания. Непроизвольность внимания в начале обучения требует от учителя большей концентрации внимания учеников на изучаемом предмете. Следует организовывать работу таким образом, чтобы у учащихся были задействованы все виды анализаторов.

Процесс обучения ребенка предъявляет определенные требования и к воображению ребенка. Основное направление в развитии детского воображение, как считает Гамезо, это переход к более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний. На первых порах воображение младшего школьника является творческим и произвольным. Как правило, с возрастом усиливается реализм воображения. Характерной особенностью воображения младшего школьника является опора на конкретные предметы.. И только спустя некоторое время начинает происходить опора на слово, на звучащее название предмета без его зрительного образа. В средине младшего школьного возраста воображение достигает своей необходимой реальности и достоверности представлений. Он создаёт логически связанные картины. В младшем школьном возрасте ребёнок проявляет существенное дифференцирование воспринимаемой информации. Образ создаваемый первоклассником ещё расплывчатый и полон деталей, которые он придумал сам и которые не указывались в описании. Но уже во втором классе ученик строго ограничивает свой воссоздающий образ реальными деталями и четко располагает их. Создаваемые образы возникают в соответствии с поставленной задачей. Это и является главным новообразованием младшего школьного возраста.

Как свидетельствуют источники, мышление младшего школьника наглядно-образное. Мышление развивается в процессе обучения. С началом систематического школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка. В период младшего школьного возраста мышление ребенка начинает переходить на качественно новый этап развития. В этот период осуществляется переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Безусловно, в начале данного периода наглядно-образное мышление является преобладающем. Основной формой мышления в начале младшего школьного возраста является мышление, опирающееся на наглядность. В учении развивается способность к рассуждению, выводам и умозаключениям. Пока ребенок не получит каких-либо научных знаний, он будет подвластен образу зрительному впечатлению, наглядности. С течением времени ребенок получит знания необходимые для логического объяснения, анализа. Что будет являться характерным проявлением словесно-логического мышления. Следует отметить, что важным изменением текущего периода является появление данного вида мышления.

С развитием мышления связано развитие речи. С поступлением ребенка в школу происходит увеличение словарного запаса, а также становиться более точным значение слов. В процессе обучения у младшего школьника развивается умение слушать другого человека на протяжении длительного времени, а именно учителя. У младшего школьника развивается навык говорения вслух, в то время как у дошкольника происходило развитие речи «про себя». В младшем школьном возрасте ребёнок оперирует речью как способность выражать свои мысли, идеи и желания. Простой детский рисунок в дошкольном возрасте является своеобразной предпосылкой развития письменной речи в младшем школьном возрасте. Речь в процессе обучения развивается путём чтения вслух и рассказов о своих впечатлениях. Таким образом, речь играет очень важную роль в развитии младшего школьника. Использование грамотной речи требует определённого развития других познавательных процессов, что является основной и главной задачей этого периода.

Успешность учащегося в обучении во многих случаях определяется его учебными мотивами. Основной задачей обучения на начальном этапе является развитие положительной мотивации к обучению в целом. Исследования многих ученых подтверждают тот факт, что установленные мотивы в младшем школьном возрасте являются залогом качественного обучения на последующих этапах развития. У младших школьников на данном этапе развития формируется устойчивая структура мотивов, в которой мотивы учебной деятельности становятся ведущими. В начале обучения важную роль в развитии мотивации играет похвала учителя, затем повышается интерес к оценке и к концу начального этапа обучения мнение коллектива оказывает существенное влияние на развитие мотивации. Широкими социальными мотивами являются мотивы, повышающие самооценку учеников (младшие школьники хотят получить одобрение или похвалу от учителя, желание получить хорошие отметки); мотивы лидерства, а именно желание быть среди первых, быть лучшим в классе. Основным побуждающим фактором обучения для младших школьников является отметка. Таким образом для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа.

Младший школьный возраст один из важнейших периодов жизни человека. На этом этапе развития ученики накапливают знания об окружающем мире. Этот период является очень сензитивным и восприимчивым для любой информации поступающей из вне. Очень важно учитывать особенности организации процесса обучения и постараться максимально сохранить их на последующих этапах обучения. Младший школьный возраст – это ответственный этап обучения, на котором закладываются основы обучения иностранному языку в целом. У ученика младшего школьного возраста есть желание учиться, познавать новое. Необходимо на протяжении всего обучения поддерживать эти интересы.


Источник

Похожие статьи на сайте
Датская принцесса мари родила дочьДатская принцесса Мари родила дочь Супруга принца датского Иоахима 35-летняя принцесса Мари во вторник родила дочь. Новорожденная весит 2 килограмма 930 граммов, ее рост составляет 49 сантиметров.
НовостиЗдоровье 15.11.2012 Всемирный день недоношенного ребенка 17 ноября - всемирный день детей с экстремально низкой массой тела.
Когда можно мыться после ветрянкиЗаболевание ветряной оспой стало обыденным заболеванием у малышей и детей, Многие из нас переболели ею в раннем возрасте.
Печем вишневый пирог
Нет, наверное, ни одного человека, который не любил бы вишневые пироги. Рецептов приготовления таких пирогов достаточно много.
Геморрой у женщин
Геморрой у женщин — причины возникновения и лечение Вопрос о том, бывает ли у женщин геморрой, имеет конкретный однозначный ответ.
Змеиные укусы
Укус змеи Хотя большинство змей относится к числу не ядовитых, змеиные укусы почти всегда болезненны и могут вызвать инфекцию.
Дневной макияж
Дневной макияж kiriniana | Раздел: Мода и стиль » Макияж | Опубликовано: 15 ноября, 14:11 Дневной макияж женщине приходится делать почти ежедневно, поэтому очень важно знать, как его правильно делать.
Лечение нервного тика
Лечение нервного тика методами остеопатии Нервный тик — это подергивание некой мышцы или группы мышц, наиболее знаком нам всем нервный тик глазных мышц, когда из-за стресса они начинают подергиваться.
Беременность и роды
Легкая походка или уход за ногами во время беременности. Яна 0 / 9 июля 2012 года в 15:11 Теперь ваши ножки носят не только вас, поэтому требуют дополнительной заботы и ухода На ноги во время беременности приходится большая нагрузка.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
С каждым годом происходят изменения в развитии детей. Каждый возраст определяет развитие познавательных процессов. Многие ученые полагают, что очень важно обращать внимание на особенности развития познавательных процессов особенно на начальном этапе обучения.
Житомирянка
Диета при гипертонии. Рецепты блюд 30 апреля 2012, 22:14 Гипертония – заболевание сердечно-сосудистой системы, которое проявляется в повышении артериального давления и может сопровождаться атеросклерозом.
Ребенок и телевизор: влияние телевизора на детей,
Телевизор — это неотъемлимая часть жизни современного человека. Не будем сейчас рассуждать, плохо это или хорошо. Но одно ясно точно — доступ к телевизору детям надо ограничивать .


© 2009-2013 Все права защищены
Ника всегда найдет ответ на ваш вопрос!
При копировании материалов активная прямая гиперссылка на главную страницу веб-сайта http://nika-s.kiev.ua/ обязательна.